Меню Закрыть

ПАЖ МЕЧЕЙ – ТАРО УЭЙТА

ПАЖ МЕЧЕЙ

ПАЖ МЕЧЕЙ – ТАРО УЭЙТА


ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ПАЖ МЕЧЕЙ – ТАРО УЭЙТА


ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Все Пажи олицетворяют собой возможности, открывающиеся на жизненном пути, однако перспективы, предлагаемые Пажом Мечей, энтузиазма обычно не вызывают. Это непредвиденные осложнения. Появление Пажа Мечей в раскладе исстари предупреждало вопрошающего, что он должен быть готов к грядущим испытаниям и непредсказуемому коварству судьбы. Обстановка нагнетается, придется искать выход из положения, а пока что требуется бдительность и готовность к любому развитию событий. Впрочем, другие карты расклада могут пролить совет то, каким это развитие может оказаться.

Как и все Пажи, Паж Мечей указывает на получение неожиданного известия. В соответствии с его мастью, скорее всего это будет именно «информация к размышлению». Пожалуй, именно по Пажу Мечей Штрилиц получал свои незабвенные шифровки («Юстас Алексу…»). Кстати, в старину Паж Мечей тесно ассоциировался с разведчиками, лазутчиками и секретными шпионскими миссиями. Понятно, что в сочетании с неблагоприятными картами, вероятнее всего, придется иметь дело со скверным известием. Оно может быть не столько значимым, сколько именно скверным и психологически неприятным, вроде известия о чьей-то лжи, пущенной сплетне, мелкой подставе. Эта информация может переживаться как серьезный «плевок в душу» или как «мелкие брызги» – все равно приятного мало, так как в данном случае это явно будут не брызги шампанского. Преобладающая масть расклада может подсказать, кто и из-за чего ищет ссоры.

Традиционные значения Пажа Мечей – наушник и соглядатай, ложный друг, предатель, двойной агент, ненадежный человек. С современной точки зрения его появление в раскладе означает, что за вопрошающим кто-то внимательно наблюдает. Эта карта также указывает на вероятность развязывания конфликта. Это вестник критического, враждебного импульса. Он может намекать, что ситуацию трудно прояснить из-за обилия негативной информации, напрямую не относящейся к делу (так разводящимся супругам бывает трудно договориться по банальным практическим вопросам).

Впрочем, есть типы раскладов и вопросов, где его появление можно лишь приветствовать. Один из несомненных плюсов Пажа Мечей – активность и мобилизованность. Это определенно не карта беспомощности или сидения сложа руки. Паж Мечей берется за дело, думает о том, как добиться своего, вступает в спор, вооружается, ищет подмогу в лице своих символических «меченосных» родственников…словом, что-то предпринимает. Он всегда «в теме», «в деле», «в струе». Если надо, что называется, «подсуетиться», то никто не сделает это лучшего него. Если нужна способность быть настороже и сознавать опасность – тоже хорошо. Как и все Мечи, он предлагает прояснить ситуацию. Как у всех Мечей, его меч обоюдоостр – он несет ясность с одной стороны, и конфликт с другой. В сочетании с благоприятными картами, означает некую свежую струю, благодаря которой нам вдруг открывается истинный смысл происходящего, и даже самое запутанное дело становится простым и понятным. Чаще всего это, однако, происходит через столкновение, резкий разговор.

Эта карта предлагает поработать головой. В настоящий момент есть все основания судить о проделанной работе или о свершившемся действии, на которое указывают последующие карты. Результаты уже проявились, их надо увидеть и оценить. Паж Мечей любит отмечать ситуации, где что-то делается в слишком большой спешке.

ЛИЧНОСТЬ

Несколько зловредное и интеллектуально мобилизованное. Активизирован критический ум, воля к преодолению неурядиц, уверенность в себе. Может проявиться некоторая жесткость в отношениях с окружающими – холодность, жесткие действия по прояснению ситуации, никаких сантиментов, прямолинейность. Это может быть вполне позитивная карта рациональности, деловитости, проворства, бдительности, жесткости, пронырливости, хватки.

Младший брат Рыцаря Мечей, Паж Мечей тоже может быть описан как занятный и несносный. Это достаточно хитрая и смелая личность, активно действующая в своих интересах. Ему свойственна проницательность вплоть до излишнего любопытства. Его стародавняя аттестация – умный, вероломный, злорадный, способный причинить вред вопрошающему (даже если ты ему не враг, он сделает нечто, гарантирующее вражду). В отличие от старшего брата, он не готов еще раздавить каждого, кто встанет на его пути – просто сил не хватает.

Обычно Паж Мечей – человек, которому до всего есть дело. У него столько жизненной энергии, что он, не задумываясь тратит ее как на себя, так и на других (разумеется, не спрашивая этих «других», хотят ли они такого вмешательства в собственную жизнь).

Обычно Паж Мечей представляет молодого человека (независимо от пола), который открывает для себя окружающий мир и пытается понять законы, по которым тот живет. Он еще наивен, неискушен, часто он где-то учится и, скорее всего, занимает зависимое положение. Иногда это просто инфантильный человек, воспринимаемый как «подающий надежды». Обычно возбуждает в других материнский или отцовский инстинкт, и многие люди охотно ему покровительствуют (нередко, что называется, на свою голову). В лучшем случае Паж Мечей излучает очаровательное лукавство, остроумен, ловок, грациозен, находчив. Ему не надо долго готовиться, продумывать, решаться и собираться с силами, чтобы что-то сказать, предложить, ответить.

Как и Паж Чаш, Паж Мечей может быть внимательным слушателем. Поскольку он производит впечатление человека информированного и разбирающегося, люди нередко доверяются ему, рассказывают и своих трудностях и интересуются его мнением. Очень может быть, что он верно оценит ситуацию и даст неглупый совет…которому окажется неприятно следовать. При этом он никогда не забудет, кто, что, о чем и почему ему рассказывал и обязательно прикинет, как этим можно воспользоваться, если не прямо сейчас, то когда-либо в будущем. В голове у Пажа Мечей, истинного слуги своего меченосного двора, непрестанно совершенствуется «сеть» данных об окружающих, их делах, затеях и взаимоотношениях (фейсбук тоже создал студент Гарварда). Паж Мечей – не мечтатель. Он находится в режуще плотном контакте с действительностью…как он ее видит. В этом его кардинальное отличие от Пажа Пентаклей, который действительно в контакте с реальностью как она есть. Паж Мечей проницает, подозревает, осмысляет, моделирует происходящее (кто, с кем, зачем и почем), он складывает реальность как конструктор, и не прочь при случае продемонстрировать, что сложил. В глубине души, он детски гордится своими конструкциям, которым пока еще не хватает остроты и блеска, свойственного старшим Мечам. Его достижения отличаются от достижений Короля Мечей ровно в том мере, в какой остроумный твит на злобу дня – от хорошо разработанной научной теории. Однако и пажеский твит может снискать немалую популярность при дворе, и подданных, которые его прочтут, может оказаться в разы больше чем тех, кто хорошо разбирается в теории Короля.

Инстинктивно этот персонаж ведет себя как «прилипала». Он примыкает к власти в надежде слиться с ней и изображает дружбу, пока это соответствует его интересам. По натуре задира, придира и хам, мастер уничижительных замечаний и недружелюбных поддевок, Паж Мечей, тем не менее, способен сыграть роль льстивого подлизы, если усматривает в этом прямой профит. На него нельзя положиться как на друга («Против кого дружим?»). Это порядочный хамелеон и блестящий сплетник – он умеет выбирать место, время и корреспондента. Даже если сплетня вертится у него на языке, он еще подумает, где, кому и когда ее обронить с максимальным эффектом. По сути, самая большая опасность, которая связана с Пажом Мечей – это его недооценка. Из-за его молодости кажется, что он не обладает силой и способностью причинить вред. При нем болтают, не задумываясь и не беря его в расчет из-за того, что он подросток или нижестоящий. Так генералы, блюдущие секретность с полковниками, могут высвистать между собой военную тайну в присутствии денщика, потому что не считают его сколько-нибудь значимой птицей. Однако клюнуть в заповедное место эта птица может весьма ощутимо. Паж Мечей любит проверять свои способности, мечтает о короне своих символических родителей и о коне старшего брата, он как никто иной умеет опираться на других, сливать информацию тем, кто повлиятельнее, и с их же помощью подстраховываться на случай, если его уличат. Зачем он все это делает? Ради ненаучного эксперимента. Все Мечи по духу своему исследователи и экспериментаторы. Сработает ли схема? Какой будет реакция? Паж Мечей всегда с детским любопытством интересуется последствиями своих действий. Для него пропадет весь интерес, если он так и не узнает, что из этого вышло, чем закончилась партия и кто остался при своих. Он еще слишком мал, чтобы самому сесть за стол с козырями на руках, но путать карты другим игрокам ума у него хватает.

В старину считалось, что это карта адъютантов, послов, консулов, атташе, словом, сотрудников дипломатической службы, с хорошо подвешенным языком и потрясающей способностью выворачиваться из скользких положений. В то же время, и сам человек, обладающий подобным навыком, скорее всего, оказывается «скользким».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Придется критиковать кого-то, вносить во что-то разум и ясность (желательно не ожесточенно, не враждебно и не нещадно), без колкостей делать верные умозаключения…ну, или стать их объектом. Возможны язвительность, излишняя критичность, недоброжелательность, озлобленность, насмешливость, предвзятость. По этой карте проявляются споры, провокации, невоспитанность и в этом смысле грубость. Покровительствуя всякого рода словесным дуэлям и диспутам, Паж Мечей – неплохая карта для экзаменов (по крайней мере, голова не отказывается работать, а память не уходит по-английски). Да, коварные вопросы и критика, скорее всего, будут иметь место. Зато удастся наконец-то что-то понять. Как известно, экзамен – это последняя возможность чему-то научиться. Про Пажа Мечей одинаково верно можно сказать «Язык до Киева доведет» и «Язык мой – враг мой». По этой карте можно как успешно выкрутиться из сложной ситуации, заговорив оппоненту зубы, так и ляпнуть чего-то, не подумав, о чем потом придется сожалеть.

По Пажу Мечей проходят поиск информации и изложение своих планов, трезвый анализ фактов и, в том числе, принятие не самых приятных решений. Эта карта может описывать нервозную обстановку на работе, полную тревог, суеты, каких-то провокаций, инсинуаций и мелких интриг, которые больше пристали воспитанникам детского сада чем людям, которым есть чем заняться. По этой карте расцветают пышным цветом закулисные интриги, проходит борьба за положение, выяснение отношений, обмен колкостями, power games и всякие акции протеста типа бойкотов и «офисных революций». Нормальная работа уступает место пересудам и перемыванию косточек (выглядеть все это может и как «мероприятие по обучению персонала»). Кстати, Паж Мечей любит всевозможные новинки, модернизации, информационные технологии и внедрение в жизнь организации продвинутых приемов работы, коммуникации и управления данными.

Паж Мечей может описывать необходимость напрягать весь свой ум, чтобы противостоять конкурентам, а в худшем случае – много шума из ничего, безрезультативную деятельность.

Паж Мечей – толковый ассистент, который хочет чему-то научиться. Он стремится к безупречности, но еще не достиг ее. Хорошо подвешенный язык и умение схватывать на лету делают ценным сотрудником, хотя на его безграничную лояльность лучше не рассчитывать и доступ к секретам компании все-таки ограничивать.

Паж Мечей хорош для профессий, где требуется знание иностранных языков и умение быть в курсе постоянно меняющихся дел («как на бирже»). Мимо него не пройдет ни один беглый сигнал. Это карта расторопных ассистентов, незаменимых помощников, ловких порученцев. Паж Мечей может оказаться теле или радио-ведущим или специалистом по рекламе, распространению товаров и информации.

По ней проходят любые занятия, требующие быстрой реакции, холодности и сосредоточенности, четкого выполнения функций с минимумом эмоций. Он может описывать работу детектива, аудитора, врача-диагноста, так как любит «докапываться» и узнавать подробности. Его волнуют загадки, выслеживание, поиск, возможность что-то установить, обнаружить, открыть или разоблачить. В традиционных толкованиях фигурирует также как показатель художника. Паж Мечей любит наблюдать, следить, собирать информацию. Он может быть исследователем или ассистентом исследователя, студентом, журналистом, проводящим расследование, блоггером, который не лезет за словом в карман, переводчиком, стюардом, курьером, дорожным полицейским, досмотрщиком, охранником. Ему нравится вычислять, подсчитывать, разрабатывать схемы, и он может заниматься этим даже просто от нечего делать, среди рутинной работы, которая не предполагает никакой математики. Иногда он может довычисляться до чего-то похожего на статистические закономерности в этой самой рутинной работе, и тогда с удовольствием ее оптимизирует (или придумает способ обходить правила). Паж Мечей может указывать на амбулаторную хирургию, профессии, так или иначе связанные с использованием колющих и режущих предметов, также на авиацию, военное дело и разведку в низших их эшелонах, на полицию и судопроизводство.

Он также покровительствует занятиям боевыми искусствами и такими видами спорта, где большое значение придается ловкости, концентрации, продуманной тактике, всевозможным «схемам», контрприемам и «ходам» против соперника.

Совет карты: проявить бдительность, думать головой и держать кошелек ближе к сердцу. Паж Мечей практически одинаково действует в позиции «совет» и «предупреждение», ибо – предупреждает! И это как раз то самое «предупрежден – вооружен». Сигнализация должна быть поставлена, телефон «запаролен», выбитый чек просмотрен, электронный адрес дважды проверен, чем будет нажата кнопка «отправить». Еще один совет Пажа Мечей: упражнять аналитические способности, решать головоломки, заняться изучением чего-то нового, повысить эрудированность. Нередко совет вмешаться Пажом Мечей приводит как результат к Магу – ситуация обретает подконтрольность.

Ловушка карты: чрезмерное доверие собственным идеям, при том, что они поверхностны, незрелы и лишь отчасти охватывают суть дела.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Как все Пажи, Паж Мечей предполагает, что вопрошающего ожидает какое-либо известие, связанное с деньгами. Характер этого известия могут приоткрыть другие карты расклада. В самом общем смысле Паж Мечей может означать необходимость взяться за расчеты, проанализировать финансовое положение. Возможно, после этого какие-то планы будут изменены или пересмотрены. Скорее всего, Паж Мечей заставит от чего-то отказаться, но это к лучшему – в делах голова у него варит прекрасно, и принимаемые решения могут оказаться рациональными.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Мечи всегда предлагают решать трудные задачи, а Паж Мечей, как и все другие Пажи, указывает на незрелое отношение к связи между двумя людьми. В данном случае акцент будет на эгоистичность и рационализацию, раздражение и резкость. Ссоры и стычки прилагаются. Паж Мечей любит потоки упреков, пощечины (физические и моральные), нападки и пустопорожнюю критику, абсолютно бессмысленные и бесконечные словесные перепалки, настаивание на своем, что называется, из принципа. «Есть упоение в бою!» Для Пажа Мечей настоять на своем означает ровно то же самое, что для подростка – доказать свою всамделишность и самость. Это экзистенциальный вопрос! А вовсе не какая-то там мелочь (из серии, на какой сеанс брать билеты). Партнер, уже переваливший через эти пороги в своем духовном развитии, не может смотреть на эти «триумфы воли» без тоски и скуки. Паж Мечей злится, обижается, пускается в мстительные провокации («я тебя проучу!») и в худшем случае ведет себя вконец неадекватно, устраивая истерики с резанием вен. Ощутив угрозу отношениям со стороны, он способен на детски-дурацкие жесты, импульсивные, опрометчивые, лишь бы прояснить ситуацию (устраивание каких-то слежек, явок, засад и ловушек, демарши на рабочем месте, взламывание электронной почти и так далее).

Паж Мечей может указывать на соперника в любви, на сплетню или саму ситуацию возникших подозрений в неверности.

Паж Мечей может указывать на обострение старинных разногласий, а также на привычку проецировать на партнера свои проблемы («валить с больной головы на здоровую»). По духу своему Паж Мечей – это несчастливый, раненый ребенок, который, к примеру, раньше положенного повзрослел из-за развода родителей. Его эмоциональный мир оказывается пронизан холодными ветрами и выхолощен разочарованием в любви и близости еще о того, как он делает первый шаги в большую жизнь. Зато он прекрасно осведомлен о двуличии, неверности, обмане, жестокости, расставаниях и ультиматумах. Бессознательно (а иногда и сознательно) он готов именно к такому развитию событий, находится настороже и во всеоружии.

Паж Мечей не самый приятный партнер, умеющий портить отношения, ибо настроен на их разрушение, а не на созидание. Но у него острый ум и боевой характер, и в целом он жаждет развития. Ему случается думать об экзистенциальных вопросах, пусть в подростковом духе, и он ищет свою идентичность. При знакомстве Паж Мечей всегда оценивает эмоциональные риски. Причем делает он это чуть ли не путем математического расчета, прикидывая, чего от человека можно ждать и внося в формулу свои коэффициенты. Конечно, и он может просчитаться, но в общем и целом на мякине вздохов, стихов, жалоб на жизнь и мелкоромантических жестов его не проведешь. Он смотрит в корень, пусть пока еще не столь проницательно, как его «мечистые» родители. Его интересуют факты, поступки, дела и результаты, и именно по ним он дает оценку происходящему, причем очень быстро. Он презирает наивность и сентиментальность. Про него нельзя сказать, что он несчастлив в любви – просто как и Рыцарь Мечей, он обычно не знает, что это такое. Даже если ему случается о ней немало говорить (он вообще любит поболтать и «блеснуть» какой-нибудь насмешливой теорией), что значит ее чувствовать ему практически неведомо. Паж Мечей бывает завистлив и ревнив, но это обусловлено лишь страданиями его собственного эго – ему не нравится, когда кто-то обходит его или норовит отнять то, что он счел присвоенным. В любви он ведет себя так же, как при решении математической задачи (и, например, может взяться покорять на спор, за определенный срок). Его модель поведения в любви соответствует его модели рационального мышления. Стоит ли говорить, что пытаясь проанализировать и рационализировать движения своего сердца, он рискует перехитрить сам себя. Он попросту делает не тот выбор и потом расхлебывает последствия (иногда через развод, символизируемый в раскладах его символическими родителями – Королем и Королевой Мечей).

Как и все Мечи, Паж Мечей не переносит подавления. Причем настроен он более бунтарски и радикально, чем его символические родители, Король и Королева Мечей. Циглер пишет, что его «нет» любому подавлению – это лишь его «да» самому себе. Как и все остальные Мечи, Паж Мечей по-настоящему всегда верен лишь себе самому. И это, в общем, привлекает! Потребность в независимости, разумеется, часто заставляет его забывать, как важны чувства. Он способен причинять боль не только намеренно, но и сам того не сознавая.

В нем поразительно сочетаются уверенность и беззащитность, дерзость и целомудрие. Если его чувства все-таки затронуты, он способен на очень опрометчивые поступки и готов к любому бою. Наличие каких-то там соперников или соперниц, недовольных родителей и иже с ними и прочих препятствий его нисколько не смущает, а где-то даже и подзадоривает. В отличие от Рыцаря Мечей, он, возможно, и не будет отбивать любимую или любимого непосредственно кулаками, но сумеет, если что, так оболгать, ославить и хитростью «опустить» прочих претендентов, представив их в самом неприглядном свете, что в их сторону больше и смотреть не станут. Если ему запрещают с кем-то встречаться, то он переплывет моря, перелезет горы, перелетит в багажном отделении самолета… Из принципа. Хотя Пажу Мечей не чужд инстинкт самосохранения, его следующая стадия – Рыцарь Мечей, и забывать об этом не стоит. Паж Мечей – этот как раз тот тип подростка, который может из-за несчастной любви выброситься из окна или перерезать вены. Именно им хватает внутреннего холода и решимости свести счеты с жизнью.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Паж Мечей обычно выглядит молодо, однако картой безупречного здоровья не является. Может являться показателем вегето-сосудистой дистонии и тому подобных не особенно значительных, но неприятных синдромов из серии «все болезни от нервов». Он может указывать также на мелкие травмы и порезы.

В перевернутом положении традиционно означал болезнь, и в особенности сумеречное состояние сознания, временное помрачение рассудка, амнезию (потерю памяти в результате травмы), паранойю. Стремление видеть связи там, где их нет, приводит к тревожным иллюзиям и подозрительности. Именно перевернутому Пажу Мечей может показаться, что осенние листья летят за ним стайкой не случайно.

Паж Мечей (особенно перевернутый в комбинации с Луной) может указывать на трудности с речью, заикание, патологическую замкнутость и, в худшем случае, на суицидальные тенденции.

ДА ИЛИ НЕТ

Нет, помешает ссора и нежелание.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Паж Мечей воплощает собой ту важнейшую и трудно перевариваемую жизненную истину, что критика для развития полезнее, чем комплименты. Нам может казаться, что нас недооценивают, пытаются принизить или загнать в угол, но если мы сумеем посмотреть на суть замечаний без лишних эмоций, то увидим для себя возможность что-то изменить, чему-то научиться, поставить себе новую планку. И чем внимательнее и самокритичнее мы прислушаемся к тому, что нам говорят (пусть даже в пылу ссоры и с желанием обидеть), тем больше сумеем для себя извлечь. Даже предвзятые критики способны нас подхлестнуть (а иногда – именно они!). Иногда есть смысл проиграть бой, чтобы потом выиграть войну.

Каждый Аркан – это тайна и урок бытия. Здесь мы сталкиваемся с тем, что умному человеку враг даст больше, чем глупцу друг. Паж Мечей – это та дверь мудрости, проходя через которую мы учимся ценить своих недоброжелателей не меньше, чем поклонников, а к врагам относиться так же трепетно, как к друзьям. Потому что они нас учат. Потому что они открывают нам глаза на то, чего мы не хотим видеть, но должны, иначе нам не сделать шаг вперед. Оглядываясь на пройденный путь, мы можем обнаружить, что достигали большего именно тогда, когда нам противодействовали. Возможно, «стокгольмский синдром» не так уж парадоксален, как кажется на первый взгляд – интуитивно люди часто чувствуют, что те, кто третировал их, сделали для их развития и внутренней силы нечто поистине неоценимое, чего никогда не сделали бы те, кто их любит.

На карте изображен стройный и гибкий юноша, который с мечом в руке стоит на вздыбленной, бугристой земле. Он выглядит возбужденным и настороженным. Его окружают угрожающе клубящиеся тучи. В небе мечутся десять птиц, символизируя множество идей и отсылая нас к умственной «переполненности» и радикализму Десятки Мечей. Свой меч он держит, точно игрушку, и пока что – двумя руками (все прочие персонажи Мечей достаточно сильны, чтобы держать его одной рукой). Паж Мечей настороженно поглядывает по сторонам, готовый встретить и отразить нападение. Он ждет его почти с нетерпением, ибо знает ему цену. No pain no gain. Паж Мечей логичен и «металличен». В то же время в нем чувствуется дух иррациональности (достаточно взглянуть на его прическу и балетную позу). Современный мистик Пир Вилайят пишет, что Паж Мечей – это обретение болезненного понимания, ведущего к развитию. «Вы чувствуете, что ваше существо готовилось к этому моменту очень долго. Скорее всего, это был длительный инкубационный период, во время которого вы были недовольны собой, потому что сознательно ощущали огромное количество скрытых внутренних возможностей, которыми не могли пользоваться. И вдруг происходит слом барьеров сознания, и вы получаете к ним доступ».

Паж Мечей – это новорожденная мысль. Как любая мысль, она представляется себе божественной и бессмертной (и скорее всего, таковой является), а в силу своей детскости ведет себя заносчиво. Этой мысли пока еще неясно, что впереди – некий путь развития, и между тем, что она представляет собой сейчас и тем, к чему она придет спустя время, будет большая разница. Это мысль, которая пока что исчерпывает саму себя. Если исходить из старинной сентенции «чем больше я знаю, тем больше я не знаю», ибо по мере расширения круга познаний удлиняется и граница с неведомым, то Паж Мечей является центральной точкой «круга». Он подобен студенту, который уловил первые понятия нового курса, но пока не в силах даже примерно представить объем всего того, чего он не знает (и что он к экзамену теоретически должен будет узнать). В худшем случае, Пажу Мечей кажется, что он уже все знает и все понял. Природная сообразительность искушает его переоценивать свои способности и подменять знания догадками. По Пажу Мечей построено большинство современных информационных технологий, рассчитанных на массового пользователя (земной аспект воздуха в действии) – они предполагают интуитивное освоение, без долгого чтения инструкций, руководств по эксплуатации и тому подобного. Можно не знать. Как-нибудь сообразишь!

«Новорожденной» мысли при всем ее самомнении трудно удерживаться в стабильном положении. Ей претят рамки. Пажа Мечей нередко аттестуют как беспринципного приспособленца, в действительности же переменчивость его позиции и отношения – результат непрестанного анализа и пересмотра реальности. Он перестраивает картинку не раз в год, не по большим праздникам (то есть, жизненным кризисам), не по поводу нежданных событий, а постоянно. Большинство людей, раз затратив энергию на анализ ситуации и создание своего о ней преставления, в дальнейшем ни в какую не желают снова тратить силы на этот труд. В итоге они слывут людьми определенных взглядов и «твердых принципов». Паж Мечей перестраивает картину мира нон-стопом, в режиме реального времени, как это возможно лишь при молодости души. Соответственно, и его «принципы» подвержены постоянным обновлениям. В этом смысле на них не стоит полагаться – они в силе лишь до очередного апгрейда. Паж Мечей приспособится к новому порядку, новой религии, новому строю, новым социальным реалиям любого уровня. Естественно, это не вызывает симпатии у тех, кто за ним не поспевает и вообще «новое» не приветствует. Циглер пишет: «Когда интеллектуальное обновление (воздух) встречает реальность (элемент земли), алтари старых идеалов рушатся. Каждое изменение, каждый внутренний конфликт дает дым и пепел (плохие настроения). Однако дым скоро осядет, оставляя место для ясности». Паж Мечей решителен и агрессивен, когда сталкивается с практическими проблемами. Он дает им бой (то есть, кидается их решать) с тем большим азартом, чем больше в них несуразностей, противоречивости, парадоксальности, загадок. В худшем случае, в Паже Мечей проявляется негармоничный Марс, незрелые деструктивные выплески энергии (агрессивность, подростковая воинственность, амбиции, ощущение превосходства, жестокость, конфликтность и т.п.).

В то же время, как и все Фигуры мести Мечей, Паж Мечей служит царству ясности и истины. Он бунтует, конфликтует, разоблачает, ниспровергает, провоцирует, придирается, оскорбляет и выводит на чистую воду ради них – ясности и истины. У тех, кто это понял, или сам служит тем же идеалам, пропадает желание его придушить. В своем подлинном, высшем модусе его бунт – ценный, конструктивный и творческий. Циглер пишет, что Пажа Мечей можно сравнить с действиями Иисуса, выгоняющего ростовщиков из храма.

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — ребячество; незрелость; замечание без злого умысла.
+ I. Маг — инновационный подход.
+ Верховная Жрица — самонадеянность; отвергать знания.
+ III. Императрица — отвергать опыт или результаты.
+ IV. Император — критиковать власть, начальство.
+ V. Иерофант — отвергать догмы.
+ VI. Влюбленные — ссора в отношениях.
+ VII. Колесница — добиваться своего путем раздувания конфликтов.
+ VIII. Справедливость — отвергать разумные доводы; мелкое правонарушение.
+ IX. Отшельник — ссоры, приведшие к одиночеству.
+ X. Колесо Фортуны — ухватиться за ускользающие возможности.
+ XI. Сила — поддаться гневу.
+ XII. Повешенный — бессмысленное «махание шашкой».
+ XIII. Смерть — ментальное обновление.
+ XIV. Умеренность — утихомирить гнев, ссору или критику.
+ XV. Дьявол — грязные сплетни; шпион, оборотень.
+ XVI. Башня — расстройство ума; помешательство.
+ XVII. Звезда — надежда, что идея получит свое развитие.
+ XVIII. Луна — паранойя; странные видения; сумеречное состояние ума.
+ XIX. Солнце — смелая идея, получит признания.
+ XX. Суд — посеявший ветер может пожать бурю.
+ XXI. Мир — информационные технологии, получившие признания; спорная идея, нашедшая отклик.

ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — подлить масла в огонь.
+ Двойка Жезлов — свежий взгляд на привычные вещи.
+ Тройка Жезлов — сложное партнерство.
+ Четверка Жезлов — конфликт в доме; провокации на работе.
+ Пятерка Жезлов — скандал; провокация.
+ Шестерка Жезлов — неприятная весть; разведка.
+ Семерка Жезлов — хамство; бесцеремонность.
+ Восьмерка Жезлов — подначивать; доставать.
+ Девятка Жезлов — подозрительный тип; прожженный проныра.
+ Десятка Жезлов — разоблачение.
+ Паж Жезлов — соперничество.
+ Рыцарь Жезлов — разъезд.
+ Королева Жезлов — конфликт с женщиной.
+ Король Жезлов — конфликт с мужчиной.

КУБКИ:
+ Туз Кубков — раздражительность.
+ Двойка Кубков — ссора; выяснение отношений.
+ Тройка Кубков — интриган.
+ Четверка Кубков — вздорность.
+ Пятерка Кубков — враждебность.
+ Шестерка Кубков — ранящие воспоминания; эмоциональная боль.
+ Семерка Кубков — концепция.
+ Восьмерка Кубков — отброшенные отношения.
+ Девятка Кубков — бороться за счастье.
+ Десятка Кубков — семейный конфликт.
+ Паж Кубков — непонимание.
+ Рыцарь Кубков — недоверие.
+ Королева Кубков — вмешательство.
+ Король Кубков — конфликт с вышестоящим.

МЕЧИ:
+ Туз Мечей — критический настрой.
+ Двойка Мечей — интеллектуальная дуэль.
+ Тройка Мечей — злобная ссора.
+ Четверка Мечей — самокопание.
+ Пятерка Мечей — унижение.
+ Шестерка Мечей — новые открытия.
+ Семерка Мечей — избежать критики.
+ Восьмерка Мечей — самокритика.
+ Девятка Мечей — подозрения, лишающие покоя.
+ Десятка Мечей — поражение.
+ Рыцарь Мечей — столкновение.
+ Королева Мечей — ссора.
+ Король Мечей — игнорирование авторитета.

ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — выяснение отношений в финансовом вопросе.
+ Двойка Пентаклей — нетерпение из-за денег; нож к горлу из-за долгов.
+ Тройка Пентаклей — жесткий договор; принудительный контракт.
+ Четверка Пентаклей — жесткое наведение порядка.
+ Пятерка Пентаклей — финансовые потери из-за враждебности.
+ Шестерка Пентаклей — принуждение к помощи.
+ Семерка Пентаклей — недовольство вложениями.
+ Восьмерка Пентаклей — совать нос в чужие дела.
+ Девятка Пентаклей — материальная зависть.
+ Десятка Пентаклей — финансовые претензии внутри семьи.
+ Паж Пентаклей — расчет против практичности.
+ Рыцарь Пентаклей — подталкивание.
+ Королева Пентаклей — подозревать человека, ответственного за бюджет.
+ Король Пентаклей — конфликт с финансовым руководителем.


ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО

НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


ПАЖ МЕЧЕЙ - ТАРО УЭЙТА Как и все Пажи, Паж Мечей указывает на получение неожиданного известия. В соответствии с его мастью, скорее всего это будет именно «информация к размышлению». Пожалуй, именно по Пажу Мечей Штрилиц получал свои незабвенные шифровки («Юстас Алексу…»). Кстати, в старину Паж Мечей тесно ассоциировался с разведчиками, лазутчиками и секретными шпионскими миссиями. Понятно, что в сочетании с неблагоприятными картами, вероятнее всего, придется иметь дело со скверным известием. Оно может быть не столько значимым, сколько именно скверным и психологически неприятным, вроде известия о чьей-то лжи, пущенной сплетне, мелкой подставе. Эта информация может переживаться как серьезный «плевок в душу» или как «мелкие брызги» - все равно приятного мало, так как в данном случае это явно будут не брызги шампанского. Преобладающая масть расклада может подсказать, кто и из-за чего ищет ссоры.
СМЕРТЬ

СМЕРТЬ

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз – Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.

Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.

В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.

В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.

Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.

Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.

Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.

Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.

ЛИЧНОСТЬ

Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.

Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.

По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это – то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.

Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.

По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).

Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.

Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.

Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.

В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.

Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.

Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.

Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.

По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!

Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.

Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.

Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).

В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.

Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» – например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).

Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь “Любовь – Смерть” также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.

По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.

Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.

Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.

ДА ИЛИ НЕТ

Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.

В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.

Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.

Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.

Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» – вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.

Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.

Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!

Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.

Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.

Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть – это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.

Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это – освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.

Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. “Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом”, писал Кришнамурти, “однако жизни без смерти не существует”.

Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая “Пляска смерти”, излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса – важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.

В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.

На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.

Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.

Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение – «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.

Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.

Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».

Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет – эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.

Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически – непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.

По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.

Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое “Я”, свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.

Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.

“Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть”. Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.

Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана – “Умри и возродись, восстань и минуй”.

Свет и тень (совет и предостережение)

Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.

Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ

+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.

ЖЕЗЛЫ

+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.

КУБКИ

+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.

МЕЧИ

+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.

ПЕНТАКЛИ

+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.

ПЕРЕМЕШАТЬ
ОТКРЫТЬ\ЗАКРЫТЬ
Опубликовано в ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ МАСТИ МЕЧЕЙ ТАРО УЭЙТА

Связанные записи