Меню Закрыть

Висы скальдов для богов Севера

Висы скальдов для богов Севера

Висы скальдов для богов Севера

Создание вис — это искусство, требующее не только таланта, но и глубокого понимания традиций. Не каждый стих можно назвать висой, как не каждую курицу — птицей. В интернете можно встретить множество текстов, которые ошибочно выдаются за висы, хотя на самом деле являются лишь обычными стихами, созданными людьми, стремящимися показать свою причастность к северным культурам.

Классические висы обладают особыми характеристиками. Они пишутся на древнескандинавском языке и имеют уникальный размер — дротткветт. Галина Бедненко в своей книге «Школа рун» подробно описывает технику создания дротткветтов.

Каждая виса состоит из восьми строк, которые делятся на две полустрофы по четыре строки. Важно, чтобы мысль и предложение не переходили из одной полустрофы в другую, тем более из одной строфы в другую. Это делает каждую полустрофу независимой и завершённой.


  • 1. В каждой строке — шесть слогов: три ударных и три безударных. Первый слог чаще всего ударный. Последний — обязательно безударный (предпоследний обычно ударный).
  • 2. Лучше, однако, чтобы место остальных ударений в строках варьировалось. Это придаст стиху несколько «ломаный, спотыкающийся ритм» (по выражению, О. Смирницкой).
  • 3. В нечетных строках [1, 3, 5, 7] в двух ударных слогах (чаще всего первом и третьем) повторяются согласные, стоящие за гласным. Ударные гласные не должны быть одними и теми же. Это называется неполной рифмой.
  • 4. В четных строках [2,4,6,8] повторяются и гласные, и стоящие за ними согласные. Это называется полной рифмой. Ударные гласные, по скальдическим правилам, могут совпадать только в четных строках. В русском языке это не всегда возможно, потому можно к этому стремиться, но всегда следовать необязательно.
  • 5. Предложения могут переплетаться, то есть, одно может разрываться другим или частью другого.
  • 6. В скальдических стихах используется аллитерация — созвучие (или повторение) предударных согласных. В древнеисландском они обычно попадают на начало слова и его корень. При этом в нечетных строках [1, 3, 5, 7] должны аллитерировать два слога, а в четных [2, 4, 6,8] — один. В русском языке, конечно, с этим возникнут определенные сложности, но, если допустить, что в нашем случае это скорее желательное условие, чем обязательное, они вполне решаемы.
  • 7. В древнеисландском много слов состоит только из одного слога, то и при составлении скальдического стиха на русском языке хорошо использовать односложные и вообще короткие слова, особенно короткие архаизмы («длань» вместо «ладонь», «днесь» вместо «сегодня» и т. д.).
  • 8. Кеннинги — очень важная составляющая скальдического стиха. Это иносказательное определение некоего важного понятия. Обычно фраза, состоящая из двух слов. Одно из них является базисом и стоит в именительном падеже, другое — определением и стоит в падеже родительном. «Конь моря» или «лыжи жижи» — обозначают «корабль». При этом базис не должен означать того же самого, что и весь кеннинг, но иметь какую-то общую черту с тем, что кеннинг обозначает. Определение же должно указывать на сферу действия того, что кеннинг значит.
  • 9. Ни в коем случае нельзя употреблять в скальдических стихах всякие романтические эпитеты вроде «взволнованного моря» или «вишневых губок». Просто украшательства совершенно чужды скальдической поэзии.

Скальды — это поэты Средневековья, жившие в Скандинавии. Они создавали уникальные «скальдические» стихи, которые описывали понятия, важные для викингов и других скандинавов. В их произведениях часто упоминались такие темы, как мужчина и женщина, битва и оружие, корабль и золото. Искусство скальда заключалось в умении создавать новые формы для выражения этих вечных ценностей.

Скальды также были учёными, которые хорошо знали мифологию. Их талант часто проявлялся в детстве, как у Эгиля Скаллагримсона. Скальды считали свой дар божественным и связывали его с Одином, верховным богом скандинавов. Они верили, что поэтическое вдохновение приходит к ним через мистический контакт с Одином.

Один, согласно мифологии, повесил себя на мировом дереве Иггдрасиль, чтобы постичь тайны рун. Поэтому сидение под повешенными было одним из способов получить вдохновение от бога. Висельники посвящались Одину, а преступников, приговорённых к повешению, приносили в жертву богу.

Кроме того, талант скальда мог передаваться по наследству. Если в роду были известные скальды, то это повышало шансы на то, что и потомки унаследуют этот дар. Однако главным фактором всё же были личные заслуги самого скальда. Они не любили говорить о своих учителях, считая, что их дар — это «находка Одина».

В сагах часто описываются случаи, когда обычные люди становились скальдами благодаря встрече с удачливым правителем или другим влиятельным человеком. Это подчёркивает важность покровительства и поддержки для развития поэтического таланта.

Скальдические стихи не были предназначены для повествования. Они больше передавали состояние и эмоции, чем описывали действия. Умение скальда вызывало восхищение и гордость у слушателей. Он должен был не только импровизировать, но и хорошо декламировать свои произведения. Кроме того, скальды должны были помнить множество стихов своих предшественников, чтобы сохранять историческую память и передавать её следующим поколениям.

Скальдическая поэзия была строго авторской. Заимствование строк или их переделка считались недопустимыми. Стихи создавались и воспринимались вне пространственно-временной последовательности. Каждая строфа отражала отдельные картины и образы, а слова располагались в порядке, подчинённом звуковым построениям и повторам.

Создание таких стихов требовало большого труда и обдумывания. Однако иногда случались моменты, когда скальды могли импровизировать с лёгкостью. Они любили соревноваться друг с другом, и иногда эти состязания продолжались даже после их смерти.

Гуннлауг сказал такую вису:

Гуннлауг пал в поединке,
Он храбро сражался с Храфном,
Ранив недруга в ногу
Рыбой ратной рубашки.
Жадный до теплой крови,
Ринулся ворон к трупам,
Мне ж вороненую сталь
В голову Храфн направил.

Храфн же сказал своему отцу Энунду такую вису:

Я меч обагрил. Но раньше
Рёгнир меча меня ранил.
Звери щитов за морем
Звонко в щиты вонзались.
Гуси крови слетались
Крови с голов напиться.
Перьями ястреб ран
Озеро ран разбрызгивал.

Опубликовано в СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ, МИФОЛОГИЯ

Связанные записи