ТРОЙКА ПЕНТАКЛЕЙ — ТАРО УЭЙТА
ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ТРОЙКА ПЕНТАКЛЕЙ — ТАРО УЭЙТА
Карта дает не особенно головокружительный, но устойчивый прогресс в реализации идей. Дела пойдут в гору, начнут крутиться сами по себе. Ее присутствие в раскладе говорит о том, что идеи материализуются, задуманное воплощается в жизнь, мечты осуществляются, причем это происходит благодаря усилиям самого человека и оценке со стороны других людей.
Это карта конкретных поступков, труда, стабилизации достигнутого, приведения дел в порядок. Тройка Пентаклей говорит о возможности засучить рукава, трудиться как папа Карло, осуществить то, что долго откладывалось или убрать с дороги то, что мешает. Она также возвещает горячую пору проверок и зачетов, ситуаций, где действия человека оцениваются со стороны. Главное значение Тройки Пентаклей — претворение в жизнь проектов, движение вперед, развитие профессиональных навыков, обретение прочных знаний.
Демонстрация всех накопленных умений, боевая готовность. Своего рода самоэкзамен – нога занесена, чтобы сделать новый решительный шаг вперед, по направлению к грядущим успехам.
Многие авторы считают, что появление Тройки Пентаклей в раскладе указывает на важность объединения усилий, обмена мнениями в любом, даже самом индивидуальном деле. То есть для решения проблемы нужен как минимум еще один или даже два человека, помощь каких-то экспертов, консультантов, советчиков.
Считается, что Тройка Пентаклей может оказывать влияние даже на Старшие Арканы в раскладе: благоприятное значение она усиливает (или «подкрепляет»), неблагоприятное, напротив, ослабляет. Считается, что эта карта — признак того, что вскоре вопрошающий получит что-то, что страстно желал приобрести. О том, в какой именно области ждет «скорая прибыль», можно судить по соседним картам в раскладе.
Состояние подмастерья в присутствии мастера. Спокойствие и уравновешенность, сосредоточенность на работе. Все лишнее выкинуто из головы. Прилежание, стремление к прочным знаниям. Человек готов преодолеть прежние проблемы и упрочить свое положение, чего бы ни касался вопрос. Готовность продемонстрировать свои умения и навыки, чтобы достичь новых высот. Практичность в решении ежедневных проблем.
По Тройке Пентаклей люди не бывают безработными. Тройка Пентаклей, Восьмерка Пентаклей и Десятка Жезлов всегда обеспечат занятость (иной раз выше головы).
Правильная профориентация, успешный выбор поприща. Профпригодность. По Тройке Пентаклей идет лояльность своей профессии, преданность ей, чувство увлеченности и ценности своего дела, до полной невозможности его бросить (что встречается в самых разных областях, от театра до авиации).
Успешный квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд, вознаграждаемый профессионализм. Творческая деятельность принесет ощутимую отдачу и выгоду. Мастерство, сноровка, кропотливость, аккуратность, высокое качество труда, своевременное выполнение намеченного. Тройка Пентаклей – подарок для лентяев, по ней приходит готовность взяться за любые задачи, работать неуклонно, причем чувство обязательности идет изнутри. Стабилизация достигнутого, продвижение вперед.
Эффективное сотрудничество, объединение с другими ради выполнения задач. Конструктивная работа в команде. Творческое самовыражение в труде. Престиж, известность, слава, достижение признания также находятся в ведении этой карты. Она всегда дает возможность себя проявить и быть оцененным.
Кстати, об оценке — Тройка Пентаклей является едва ли не главным сигнификатором проверок, экзаменов, всех ситуаций, где оцениваются знания человека и результаты его труда. Окружающие карты могут подсказать, каким будет результат. В любом случае, по Тройке Пентаклей часто приходится подтверждать свои навыки перед какими-то экспертами. При хорошей оценке можно рассчитывать на очередное повышение. В целом карта обещает успех, виртуозное исполнение заданий, благополучную сдачу проектов и переход в следующий разряд. По ней людей принимают во всякие ассоциации, где сперва требуется доказать, что ты достоин быть «одним из».
Тройка Пентаклей – карта практического обучения, профессионального образования, повышения квалификации, развития новых навыков. Она также показатель переговоров, касающихся повышения в должности или открытия нового направления в работе.
Карта считается имеющей особое отношение к профессионализму продавца и коммерческому успеху как таковому. Успешные посреднические операции.
По этой карте вообще идет профессия «быть третьей стороной», предоставляя помощь, руководство, специальные знания — адвокаты, оценщики, переговорщики, эксперты-консультанты в какой-то области, специалисты по организационному развитию, научные руководители (кстати, Тройка Пентаклей покровительствует научным исследованиям).
Ей близки строители, зодчие, архитекторы, дизайнеры, художники. Она указывает также на артистичное и мастерское исполнение заказов, а это может иметь место в самых разных профессональных областях.
Карта благоприятна для материальных интересов. Способность и готовность зарабатывать на нормальную жизнь, повышение уровня жизни благодаря профессиональным успехам. Наличие квалификации, востребованной на рынке труда, что само по себе очень хорошо. Возможность заработать деньги благодаря правильному применению своих знаний и навыков. Начало нового финансого цикла, достаточно прибыльного дела.
Материальные приобретения. Благосостояние. Прибыль. Финасовая стабильность. Наведение порядка в денежных делах.
Обладание собственностью, в особенности недвижимостью. Строительство и отделка дома. Оформление документов, связанных с недвижимостью. Контакты с финансовыми и юридическими учреждениями.
Это карта становления и восстановления отношений, стабильности, совместной жизни и нередко к тому же совместной работы.
По Тройке Пентаклей человек становится зодчим, котороый «строит отношения» и кузнецом, который «кует счастье». Результаты его усилий материализуются, обретают форму – то есть, не проходят даром. При наличии других показателей карта дополнительно акцентирует формальное заключение брака. Вообще она означает решительный шаг к наполненным зрелым отношениям. Проблемы решаются, препятствия преодолеваются, общение переходит на новый уровень, партнеры переживают эмоциональное и сексуальное развитие, отношения приносят удовлетворение.
Кстати, карта указывает на наличие развитых сексуальных навыков или потенциала для их быстрого освоения. Человек, описываемый Тройкой Пентаклей, рассматривает отношения как очень важную задачу, своего рода экзамен – он постоянно к нему готовится, постоянно его сдавая. Он каждый день что-то предпринимает и каждый день задумывается, что он сделал и как. Он очень хочет соответствовать желаниям другого и сделать его счастливым. Это настоящее усердие.
Если ему кажется, что он чего-то не умеет, он учится, будь то кулинария, сексуальные умения или родной язык другого. Он готов читать специальную литературу, консультироваться у психолога, улучшать свой внешний вид у парикмахера и в спортзале, и так далее. Одним словом, он над этим работает, и весьма успешно. Объясняется это просто – он заинтересован в другом и хочет продемонстрировать все лучшее из того, что может. Он может, глядя в глаза, произнести «Скажи, как – я сделаю». При этом по Тройке Пентаклей человек не только вкладывает и выкладывается, но и тут же получает свою награду, «дивиденды». Все, что он внес в отношения, возвращается.
В случае если человек один, то он готов сделать шаг навстречу другому, выбрать себе партнера. Так как Тройка Пентаклей означает инициацию, это может быть и указанием на готовность вступить в прежде скрытую, но теперь вполне достижимую область жизни.
Может указывать на беременность (как дополнительный фактор), на изменение веса.
Да. Вы сами реализуете желаемое.
Это карта высокой духовной активности. Тройка Пентаклей символизирует материализацию энергии и построение структуры. Каббалистически карта насыщена масонской символикой и связана с архетипом Великого Архитектора и темой сакрального зодчества.
На карте изображены представитель церковной иерархии, архитектор, художник, и бытует мнение, что она имеет отношение к ученичеству, инициации, посвящению и восхождению в рамках полусекретной организации, в которой происходит последовательная передача оберегаемых знаний. Возможно, именно с этим связаны такие традиционные значения Тройки Пентаклей как элитарность, аристократия, благородство, иерархия и власть. Тройка Пентаклей говорит о каком-то значимом шаге, направленном на приобретение нового духовного опыта. Это может быть и посвящение в члены какой-либо духовной организации.
Считается, что карта сообщает Герою о необходимости трех важных качеств в пути (или в решении конкретного вопроса): совесть или добродетель (символизируется фигурой священника), умение или профессионализм (символизируется фигурой зодчего), и чувство юмора (фигура шута), чтобы не принимать все слишком всерьез.
Тройка соотносится с познанием, а его мы получаем в процессе работы и учебы. Вторая декада Козерога ставит акцент на индивидуальной деятельности человека, его собственном совершенствовании и профессионализме. Этой декадой управляет Марс, который направляет к неуклонному и упорному движению вперед в исполнении своей личной задачи. Опасной для этой декады является установка «цель оправдывает средства», побуждающая человека закрывать глаза на окружающую жизнь, пока он не достигнет намеченного.
И, если первой декаде свойственно погружаться в сам процесс деятельности, то вторая, напротив, не всегда понимает, что и сам процесс является лишь частью личных свершений. Поэтому человек не должен пренебрегать дарами жизни, а должен научиться пользоваться их плодами и уметь ими наслаждаться. В этом человеку помогает мысль, расширяющая горизонты и дающая проявиться в полной мере творческому потенциалу, отсюда и название этой декады — «Работа».
Идеал работы гласит: делать свое дело с любовью и совершенством, так именно любовь придает труду святость. Нетворческий подход, даже к профессиональной деятельности, деформирует личность, а самолюбование своим талантом ведет к потерям результатов. Только тогда, когда работа становится творчеством, — возможны истинные достижения.
По Тройке Пентаклей идет стремление воплотить идею, создать некий физический аналог идеала. Поскольку материя является энергетической вибрацией, любая работа с физическим материалом сознательно или подсознательно является магическим ритуалом. Преображение материи объединяет человека с Богом через акт творчества. Аркан описывает могучее триединство тела, ума и души, созидающее видимые структуры в трехмерном пространстве. По Тройке Пентаклей энергии различных видов объединяются ради общей цели. Считается, что три колеса символизируют тело, мышление и дух, и только их объединенное и уравновешенное использование дает ощутимый и ценный результат.
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет – творчески трудиться, повышать квалификацию, развивать профессиональные способности, прилагать усилия к своему прогрессу. Закатать рукава и вкалывать! Вести конструктивую деятельность, каждую ситуацию рассматривать как экзамен и поле для развития. Дисциплинированно и кропотливо взяться за дело. Главный урок карты — ученье и труд все перетрут, нет ничего такого, чего упорным трудом нельзя было бы победить. Надо настойчиво реализовывать свои идеи, добиваться прогресса. Это старая прямая дорога. Иногда карта говорит, что к успеху приведет переквалификация.
Предупреждение: слишком большая зависимость от чужого мнения. Желание показать «товар лицом», чтобы кто-то «купил» (или «купился»). Чрезмерное погрязание в деталях, неспособность увидеть лес за деревьями.
СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — труды насмарку или коту под хвост.
+ I. Маг — начать закладывать фундамент.
+ II. Верховная Жрица — пассивное следование руководству; профессиональная тайна.
+ III. Императрица — результат, ведущий к еще большему результату.
+ IV. Император — материальная основа для семьи или бизнеса.
+ V. Иерофант — понимание духовных аспектов работы.
+ VI. Влюбленные — налаживание отношений.
+ VII. Колесница — зыбкий фундамент для чего-либо.
+ VIII. Справедливость — награда по справедливости; необходимость обратиться в суд, к юристу или адвокату.
+ IX. Отшельник — игнорировать специалистов.
+ X. Колесо Фортуны — нестабильные результаты.
+ XI. Сила — укрепление силы воли.
+ XII. Повешенный — напрасные усилия; искаженное мнение.
+ XIII. Смерть — результат неминуемых преобразований.
+ XIV. Умеренность — рост профессионализма; правильный подход в работе; меры по безопасности.
+ XV. Дьявол — опасный посредник, сомнительный специалист; темные дела; сделка с дьяволом.
+ XVI. Башня — усилия «коту под хвост»; убытки; подрывная работа.
+ XVII. Звезда — надежда, что «искры возгорится пламя».
+ XVIII. Луна — сомнительные результаты; неведение истинного положения дел.
+ XIX. Солнце — блестящие и обнадеживающие результаты.
+ XX. Суд — помощь в деле.
+ XXI. Мир — расширение дела, бизнеса, сферы влияния.
ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — волнующие перспективы сотрудничества.
+ Двойка Жезлов — дальнейшее сотрудничество под вопросом.
+ Тройка Жезлов — стабильное и процветающее сотрудничество; практическое руководство.
+ Четверка Жезлов — заключение контракта.
+ Пятерка Жезлов — несогласованность и недопонимание в вопросах бизнеса.
+ Шестерка Жезлов — успешное ведение дел.
+ Семерка Жезлов — борьба за клиента.
+ Восьмерка Жезлов — сделать заказ.
+ Девятка Жезлов — сомнения в компетентности специалиста.
+ Десятка Жезлов — обременительный проект; выгорание специалиста.
+ Паж Жезлов — предложение о сотрудничестве.
+ Рыцарь Жезлов — разорвать деловое соглашение из-за своей горячности.
+ Королева Жезлов — профессиональное ведение дела.
+ Король Жезлов — ответственное и солидное ведение дела.
КУБКИ:
+ Туз Кубков — обещающий проект.
+ Двойка Кубков — сделка; коммерческое соглашение; деловые отношения.
+ Тройка Кубков — удачное продвижение проекта; выполненный заказ.
+ Четверка Кубков — неудачное согласование проекта.
+ Пятерка Кубков — утраченный заказ; несогласованный проект.
+ Шестерка Кубков — старый заказ; давнишние коммерческие согласования.
+ Семерка Кубков — нереальный проект; недальновидный заказ.
+ Восьмерка Кубков — отказ от выгодного проекта.
+ Девятка Кубков — счастливое становление бизнеса.
+ Десятка Кубков — гармоничное ведение бизнеса.
+ Паж Кубков — взаимовыгодный проект; принятие предложения.
+ Рыцарь Кубков — готовность идти на уступки в коммерческих переговорах.
+ Королева Кубков — потакание и проявление непрактичности в коммерческих переговорах.
+ Король Кубков — соблазнительный заказ.
МЕЧИ:
+ Туз Мечей — отстаивать коммерческий проект.
+ Двойка Мечей — спорный заказ.
+ Тройка Мечей — разрыв контракта.
+ Четверка Мечей — отложенный заказ.
+ Пятерка Мечей — нечестная борьба за контракт.
+ Шестерка Мечей — избегать соглашения.
+ Семерка Мечей — отлынивать от договорных обязательств.
+ Восьмерка Мечей — связать обязательствами по рукам и ногам.
+ Девятка Мечей — угнетающие обязательства.
+ Десятка Мечей — разрушенный контракт; заказное убийство.
+ Паж Мечей — вмешательство в деловые отношения.
+ Рыцарь Мечей — неприкрытый саботаж договорных обязательств; рейдерский захват; форс-мажор.
+ Королева Мечей — расторжение деловых отношений.
+ Король Мечей — поверенный по делам; нотариальное заверение или юридические осложнения в контракте.
ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — проект, сулящий прибыль.
+ Двойка Пентаклей — реструктуризация проекта.
+ Четверка Пентаклей — наведение порядка в контракте.
+ Пятерка Пентаклей — коммерческие потери; убыточный заказ.
+ Шестерка Пентаклей — поддержка в делах.
+ Семерка Пентаклей — иллюзорный проект.
+ Восьмерка Пентаклей — рабочий проект; проект, требующий доработки; выполнение заказа.
+ Девятка Пентаклей — прибыльный проект.
+ Десятка Пентаклей — семейное дело.
+ Паж Пентаклей — ремесло.
+ Рыцарь Пентаклей — трудный, но перспективный проект.
+ Королева Пентаклей — выгодная сделка.
+ Король Пентаклей — возглавить проект.
ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО
НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


СМЕРТЬ
Переход. Окончание. Трансформация. И здесь следовало бы остановиться. Еще раз — Переход. Окончание. Трансформация. Это ответ. Основное значение карты – близок естественный конец существующей ситуации. И в этом нет ничего плохого. Смерть – исцеляющее начало жизни.
Прорицательные толкования этого Аркана всегда были скорее позитивными, чем негативными: благоприятные перемены и вечное движение, преображение и избавление от ненужного. Впрочем, недаром существует старинное китайское проклятье: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Жизнь входит сейчас в такое «время перемен», и пока еще совершенно неясно, когда же существование вновь примет законченные и стабильные формы. Человеку, которому выпала Смерть, предстоит перемена прежней жизни и почти ничто не может остановить ее. По Смерти процессы заканчиваются, циклы завершаются, проекты входят в фазу окончания, имеющееся разрушается. Смерть не несет успеха, но расчищает путь для новых усилий и нового витка.
В Смерти силен дух отречения и отказа. Поскольку расклады обычно делаются в тех случаях, когда вопрошающий питает надежды на что-либо, выпадение этой карты с ее пафосом явного «нет» мало радует. По Смерти дела срываются, мы отказываемся от своих целей и предаем свои проекты забвению.
В то же время, Смерть распахивает врата в новую жизнь. На похоронах это не всегда очевидно, однако, это так. Всегда. Неизбежно. А какой может оказаться эта новая жизнь, подскажут другие карты. Сравнительно редко Смерть показывает действительно траур, горе, оплакивание потери. Иногда, особенно если вопрос или ситуация действительно подразумевают нечто подобное, Смерть сообщает, что следует смириться и подготовиться к неизбежному.
Может быть, трудно отпустить то, что было когда-то столь ценным, но необходимо признать, что пора проститься с этим. Ничто не делает опыт Смерти легким, однако начало новой эпохи зачастую имеет оттенок тревожной радости. В определенном смысле, Тринадцатый Аркан является хорошей картой в том случае, если необходимость перемен и глубинных, радикальных преобразований не пугают. Его значение можно также связать с победой человека над самим собой.
Так же, как Башня отмечает то, что неизбежно преобразится из-за скопившегося напряжения, Смерть отмечает те места, откуда напряжение ушло вовсе, как ток из сети. Может быть, вопрошающий не испытывает ничего, кроме облегчения, что нечто исчерпавшее себя, наконец, «само отвалилось», а может быть терзается горечью утраты, но в любом случае пришла пора простить(ся) и отпустить. Смерть «метит» своим появлением в основном каким-то образом поврежденные, нежизнеспособные вещи, цепляться за которые бесполезно. Притом ей свойственно и такое качество как неотвратимость.
Смерть естественна и одновременно строга. Она советует по-хорошему (то есть, сознательно) отказаться от привычного, но устаревшего, сказать «Наконец-то это кончилось!» и позволить через какое-то время возникнуть чему-то новому. Перемены, которые она несет, весьма глубоки и необратимы. Смерть никогда не ошибается. Если она сообщает, что с чем-то пора прощаться, значит, на данный момент это необходимо для дальнейшего движения.
Основное значение карты – близок конец существующей ситуации. Разрыв с прошлым, конец текущему положению дел, окончание такой жизни вопрошающего, какова она есть. Карта говорит о том, что нечто в жизни подходит к своему логическому, назревшему концу. Это какой-то поворотный момент, который может касаться стиля жизни, работы, отношений. Самое главное при интерпретации – суметь здраво связать карту с вопросом.
Впору писать трактат «О бренности всего сущего и сущности всего бренного». По Смерти нас не покидает ощущение, что какая-то часть нашей жизни подошла к концу, и с этим ничего не поделаешь. Время обнимать, и время уклоняться, время разбрасывать камни и время собирать. Это ощущение может быть связано с опустевшим домом, из которого ушли дорогие люди, с опустевшим вследствие убытков кошельком, с необходимостью менять место работы, со здоровьем, вынуждающим подвести черту под прежним образом жизни. Смерть часто выпадает людям, дошедшим до определенного возрастного рубежа, когда происходит трансформация личности, переход в новое качество.
Выпадая в личном раскладе, Смерть говорит: еще один этап твоей жизни близится к завершению, в тебе зреет совершенно новая личность, меняется образ мысли, убеждения, чувства и реакции. Ты сможешь стать другим человеком, но при этом остаться собой, но в совершенно преображенном состоянии. У тебя появятся новые увлечения, новая система ценностей, новые друзья и знакомые. Изменению не подвергнется только та часть тебя, которую называют душой.
По сути своей только она является той созидающей силой, которая может действительно сотворить что-то новое и отбросить старое, так как только у нее достаточно сил, чтобы осуществить трансформацию и заставить нас духовно развиваться. Это — то единственное и бессмертное в нас, что переходит из одного воплощения в другое.
Иногда Смерть выпадает человеку, страдающему от страха перед жизнью. Он может искать утешения в иллюзиях или замыкаться в собственной скорлупе («Как страшно жить!»). Смерть может описывать человека, готового уйти – с работы, из отношений, а иногда и из жизни. Она несет суровость и горечь, подавленность и печать утраты, дух разъединения и отстранения.
По Смерти мы чувствуем, что окончание какого-то этапа не за горами, часто размышляем над нитью событий, прошлым и будущим (и первое видим куда лучше, чем второе; именно в силу этого обстоятельства иногда происходят попытки вдохнуть новую жизнь туда, где жизни быть уже не может).
Смерть нередко описывает человека, что называется, тяжелого, способного вносить заметные и нередко довольно безрадостные изменения в жизнь других. При этом он может быть хорошо воспитан, изысканно одет и не склонен поднимать вокруг себя шум (это не Башня). В то же время это достаточно радикальная в своих решениях личность.
Все эти «Так не доставайся же ты никому!», «Погибаю, но не сдаюсь» и твердое намерение забрать врагов с собой в могилу (или, например, тщательно уничтожить свои файлы на рабочем компьютере в случае увольнения) – это крайние проявления, но подобный дух может чувствоваться и в мелочах, что не делает совместную жизнь приятнее. Отличительная черта человека-Смерти – безрадостность. Это не означает вечного уныния и склонности тоскливо жаловаться окружающим, нет.
Он может держать совершенно адекватно, производить впечатление человека твердого характера и большой проницательности, иногда даже незаурядной красоты…но чего-то не хватает. Это что-то – способность радоваться жизни. Человек, описываемый тринадцатым Арканом – мастер уходить, отказывать, разрушать и говорить «нет». Его профессия может быть напрямую связана с жизнью и смертью и быть, что называется, опасной – для него самого и для других людей. Человек-Смерть обычно отчужден и очень «сам по себе». Он ни с чем не слит, ничему не обязан.
В любой среде он подобен чужеродному телу. Однако, подобно смерти, он редко бывает «случайным гостем», и если уж его куда-то занесло, то он, вероятнее всего, находится там на своем месте, даже если никому из окружающих так не кажется.
Человек, описываемый Тринадцатым Арканом, часто проницателен, ему присущ особый дар прозрения в отношении себя и других, возможность видеть глубинные мотивы или неизбежный финал событий.
В общем и целом смерть хороша, когда вопрос касается окончания каких-то не особо приятных и вялотекущих ситуаций, выхода из кризиса. Если же вопрошающего интересовали перспективы какой-либо деловой затеи, но проект рискует закончиться, не начавшись. Бывают мертворожденные идеи и нежизнеспособные планы – Смерть «маркирует» их весьма четко, насколько можно судить по практическим наблюдениям.
Даже если усилия по продвижению проекта предпринимаются, затрачиваемые ресурсы несоизмеримы с результатом – это скорее напоминает существование в режиме «искусственного дыхания» и непрестанных финансовых инъекций, притом естественное развитие так и не наступает, все это лишь удерживает дело в состоянии «как бы на плаву» непонятно ради чего.
Смерть отмечает шаги, у которых нет будущего и дороги, которые никуда не ведут.
Она любит окончание проектов и предание их забвению. Насколько своевременно, безболезненно или наоборот, мучительно это происходит, могут подсказать другие карты. Действие Смерти, как правило, отличается естественностью. Нередко человек и без расклада способен предвидеть логический конец той ситуации, по поводу которой выпадает Смерть. Аркан лишь ставит точку над и. Разрыв трудовых отношений, уход с определенной должности, расставание с деловыми партнерами, увольнение, перемена места работы, а иногда им прощание с профессией.
По Смерти надо готовиться к тому, чтобы спасти хоть что-то или, по крайней мере, пережить трудные времена. С другой стороны, вполне возможно, что то, что придет на смену прежнему, будет гораздо лучше!
Что еще отмечает Смерть? Невозможность развернуться в теперешней обстановке. Морально исчерпавший себя проект. Глобальные изменения на рабочем месте (например, банкротство, смена собственников). Карта часто выпадает перед увольнениями, уходами с места работы. Крушение планов, провал. Сравнительно редко по ней проходят какие-то агрессивные события, угрозы, крупные деструктивные конфликты.
Смерть может дать совет закрыть фирму, если она сравнительно маленькая, и открыть новую где-нибудь в другом месте; если фирма крупная, то переименоваться (перерегистрироваться).
По Смерти проходят реставраторы и могильщики, хирурги и киллеры. Она отмечает людей, чья профессия каким-то образом стоит на границе между жизнью и смертью, и иногда делает шаг на ту сторону (в эту категорию может попасть, например, сотрудник полиции).
Потеря работы, источников дохода (очень типично). Глобальная перемена финансового положения. Это может быть как окончание трудного периода, так и снижение доходов, подсказку могут дать другие карты расклада. Старые вложения, способы зарабатывания и использования денег, скорее всего, уже бесперспективны, и надо искать новые.
Разрушение, распад, конец – все эти значения тринадцатого Аркана обычно достаточно ярко проявляются, если вопрос касается любви. Нередко карта сообщает, что пришло время расстаться, найти замену исчерпавшим себя отношениям.
Смерть, как правило, отмечает их естественное окончание. По этому Аркану есть шанс расстаться друзьями, особенно если другие карты этому не противоречат. Это также типичная карта развода в тех случаях, когда отношения мало-помалу утратили жизнеспособность. Смерть дарит свободу – может быть и нежеланную, но дареному коню в зубы не смотрят (и особенно этому коню…).
В любом случае, это завершение какого-то жизненного периода. Если период по духу соответствовал Повешенному (бессилие, кризис, отчаяние), то Смерть несет прекрасную весть – все это, наконец, окажется позади. Если вопрошающий терзался, не зная, как добиться развода, то выпавшая Смерть четко дает понять, что теперь появится возможность оставить неудавшийся брак за спиной, начать все с начала и построить новую жизнь.
Смерть может отразить как умершие чувства, так и страх потери отношений, которые все еще важны (есть смысл обратить пристальное внимание на карты Чаш, если они присутствуют в раскладе). Смерть отмечает «форму без содержания» — например, брак, который все еще считается существующим, но по сути лишился эмоционального наполнения. Партнер, описываемый картой Смерть, принял четкое решение расстаться и отпустить. «Между мной и тобой остается ветер» (кстати, клип на песню, содержащую упомянутые слова, выдержан строго в стилистике и энергетике Тринадцатого Аркана).
Изредка в любви может указать на шекспировские варианты, неразрывную связь любви и смерти (при соответствующих других Арканах). Не нужно забывать и о том, что соответствующий Тринадцатому Аркану Скорпион связан с сексом и репродуктивными органами. Неразрывная связь «Любовь — Смерть» также широко представлена в средневековых аллегориях. За любовь всегда можно было и схлопотать кинжал в спину, и умереть в родах.
Эта карте неблагоприятна в плане здоровья. Дух Смерти – распад и уничтожение. Удаление зубов и операции по поводу опухолей, всевозможные ампутации и «…эктомии», призванные избавить жизнеспособное от нежизнеспособного проходят по этой карте.
По Смерти могут проходить довольно серьезные расстройства здоровья, такие как операции, инфаркты и тому подобное, а также хронические и неизлечимые болезни. В крайне редких случаях – кома, киническая смерть. Вопреки названию, Смерть крайне редко означает действительную физическую смерть вопрошающего или кого-то из его близких.
Смерть часто описывает состояние депрессии. Медитация на эту карту помогает пережить потерю или безрадостные перемены, если они связаны со стрессом. Иногда по ней проходят порчи и сглазы.
Смерти соответствуют атрофии, менопауза, отключение и прекращение каких-то функций и ритмов.
Нет, из-за сильной обиды и беспереспктивности.
Мы входим в Жизнь вратами Смерти. Это прекрасная карта. Смерть несет возрождение к подлинной жизни. Те, кто был на краю смерти, прекрасно это знают на личном опыте. Она растворяет все ненастоящее. Она – Великий Преобразователь, высвобождающий энергию из истощившихся форм для новых путей. Смерть не убивает, а воскрешает.
В символике Аркана недаром присутствует Мистическая Роза Жизни на знамени всадника, и сияющее на горизонте Солнце Бессмертия. Умерший для пустых соблазнов и страхов в духе своем Рождается Свободным. Через эту смерть проходит Пьер в романе «Война и мир», будучи в плену и осознав, что его НЕЛЬЗЯ взять в плен.
Абсурдность и условность всего этого так ему очевидны, что он безудержно смеется. И это абсолютно достоверный признак, что он стал Посвященным, ибо первое, что делает человек, чей уровень сознания действительно изменился на принципиально более высокий – начинает хохотать над тем, как он видел раньше.
Ничто не стоит к жизни ближе, чем смерть. Ничто не заставляет чувствовать и ценить жизнь так остро, как близость смерти. Эта два кода, впаянных друг в друга, инь и ян, двойная спираль. Смерть – это плод, который зреет в нас всю жизнь. Осознавая это, мы не воспринимаем жизнь и смерть как нечто противоположное. Все новое появляется лишь благодаря мимолетности старого.
Тема Смерти является частью ритуальных посвящений всех мистических культов. Чтобы возродиться в высшей ипостаси, приходится пройти опыт очищения предельностью и с чем-то безвозвратно попрощаться. Умение «умирать» — вот тайна посвященных. Традиционное суфийское высказывание «Умрите до того, как вы умрете» призывает нас понять, что мы не можем жить полной жизнью, пока в нас говорит страх «опускания». Всякое цепляние мешает нам быть в естественном потоке Жизни.
Осознание конечности бытия – важнейшее условие жизни и главный способ оставаться по-настоящему живым. Смерть и бессмертие всегда были объектом вожделения практически наравне. Смертные почитали уподобление бессмертным богам за высший удел, а бессмертные боги становились смертными, чтобы понять, что значить жить. Опыт Смерти прекрасно помогает понять, что ты всего лишь человек, способный ощущать горе и слабость, боль и страх.
Однако Смерть – это лишь середина пути в цепочке Старших Арканов Таро. Что нас не убьет, то сделает нас сильнее. Смерть несет переход от одного способа существования к другому естественным путем – что-то одно полностью себя исчерпало, «умерло», стало нежизнеспособным, на смену ему приходит иная форма существования. С прежним приходится прощаться. Эта перемена может казаться резкой, но на самом деле она естественна и в отличие от Десятки Мечей не зависит от вопрошающего. Однако это не то, чего следует пугаться – фактически, человек идущий духовным путем, ради этого и трудился!
Это стадия в духовном развитии, когда пришло время для полного разрыва с прошлым, Переход от упадка и «сидения в тени смертной» в возрождению и перевоплощению в другого человека. Смерть говорит: забудь то, чем ты был прежде, старой жизни пришел конец. Тебя ждет полная метаморфоза, перестройка, иной способ существования, иной стиль жизни. В прямом положении карта означает, что мировоззрение расширяется, мы отказываемся от ограничений. Смерть говорит об окончании существующей ситуации, которая предполагает глубокие перемены в психике и взглядах на мир.
Ее импульс – уничтожить наше ощущение себя, что чаще всего и происходит, когда мы лицом к лицу сталкиваемся с горем, депрессией, утратой. Беда кажется безумием, чем-то ненормальным, и мы чувствуем себя бредущим сквозь преисподнюю по зыбучим пескам, которые еще вчера казались прочным фундаментом жизни.
Однако впоследствии мы скорее всего будем воспоминать этот тяжелый период как один из самых ценных и значимых для нашего роста. Мы делаем то, что считали невыполнимым, переживаем то, что, казалось, пережить невозможно. Благодаря этому мы и ощущаем себя фениксом, восстающим из собственного пепла. Пройдя опыт разрушения и бессилия, мы постигаем всю жизнеспособность человеческого духа. Смерть — это расставание, прощание, конец. Тем самым она оказывается провозвестницей нового, грядущего, хотя по самой карте на первый взгляд этого не скажешь.
Тем не менее, карта скорее хорошая, потому что конец этот закономерен, мы его долго ждали, потому что это — освобождение, хотя и сопровождаемое болью. В противоположность Десятке Мечей, означающей конец насильственный, то есть преждевременный, эта карта символизирует естественный конец, указывая, что пришла пора расстаться с кем-то или с чем-то.
Так что ее совершенно напрасно связывают с одним только горем. Или, наоборот, считают только началом чего-то нового, не понимая смысла символики Смерти как начала и конца одновременно, как горечи расставания и радости ожидания. «Мы отделили жизнь от смерти, и заполнили промежуток между ними страхом», писал Кришнамурти, «однако жизни без смерти не существует».
Средневековый аллегорический образ Смерти предостерегал от гордыни – не мни о себе много, прах ты и в прах возвратишься. Memento mori! Это средневековая «Пляска смерти», излюбленная аллегория, украшающая многие храмы: хоровод, возглавляемый Смертью, от участия в котором не могли уклониться ни богач, ни бедняк. Скелет и коса — важные атрибуты Сатурна, планеты, которая представляет основополагающую структуру нашего бытия. Коса (или серп) связаны также с ущербной Луной, а через нее с Гекатой, темным божеством смерти, у которой само время (Сатурн) отняло благословение иметь детей.
В Таро Смерть олицетворяет отказ от своего прежнего я, на который человек может решиться, когда прошел опыт Повешенного, осознал бесполезность цепляния за контроль, неисповедимость путей, незначительность притязаний эго и могущество потока бытия. Дойдя до Тринадцатого Аркана, Шут может позволить своей маске окончательно отпасть и умереть.
На многих картах Смерть расчищает участок вокруг себя. Ее энергия служит разрушительной силой, ослабляющей любые оковы. Завершенное прошлое удаляется из настоящего и будущего неотвратимым взмахом ее косы. Число 13, возможно, стало считаться опасным и «несчастливым» во многом благодаря позиции Аркана Смерть в ряду карт. Боязнь перемен часто затеняет перспективу и затуманивает те возможности, которые получает человек, способный изменить ход своей жизни.
Но момент пришел, оковы ослабли, пора менять этот самый ход своей жизни пора. На территории, очищенной косой Смерти, возрождение и регенерация начинаются почти немедленно. «Красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, через три она снова жива…» Число 13 символизирует трансформацию и перерождение (связь между тем, что есть, и тем, что будет). Карта символизирует позитивную трансформацию в духовном совершенствовании, но скорее всего все-таки путем страданий. Идея радикальной плутонической трансформации, расчистка пути для новых усилий.
Хотя, например, у Гугенхайма Смерти приписывается очень вдохновляющее значение — «это карта возрождения и творения, обновления и отдохновения, перемен к лучшему». Банцхаф отмечает, что всадник-Смерть на Аркане держит свой путь направо, на восход солнца, а лица людей обращены налево, на закат. Смерть – конец, несущий новое начало, а люди склонны видеть только конец. Тринадцать – число, которое выпадает из естественной последовательности двенадцати (месяцы, часы, знаки Зодиака…). Оно одновременно означает «конец времени» и выход за пределы этой обусловленности.
Наиболее позитивный смысл карты – Лугнасад, время жатвы. Семя было посеяно, взошло, пришло время собирать плоды. Это аспект Бога, играющего роль заботливого отца, которого убивают, чтобы накормить людей. Время изобилия, но также и время смерти и жертвоприношения. В это время человек пожинает то, чему научился, отделяет зерна от плевел и переходит на другой уровень существования. Банцхаф и Акрон пишут: «Жить – значит постоянно расставаться. Где-то в самой глубине души мы знаем, что ничто не пропадает даром.
Поэтому мы не должны цепляться за что-либо, особенно уже утратившее значение. С этой точки зрения сама идея возрождения бессмысленна, поскольку она скорее указывает на эго, отчаянно цепляющееся за жизнь, нежели на мудрое понимание вечного цикла трансформации».
Тринадцатая карта Старших Арканов изображает скелет в латах – символ бренной оболочки человека. Иногда он буквально косит головы, руки и ноги, поднимающиеся из земли, подобно прежде засеянным семенам. В ходе этих трудов он отсекает, очевидно, и одну из своих ног. Не во всех колодах эта деталь присутствует, но она определенно указывает на ту истину, что несбалансированность и разрушение являются синонимами. Скелет — эмблема первого и верховного Божества, поскольку Оно есть основание тела точно так же, как Абсолютное есть основание Творения.
Скелет экзотерически означает разложение, а эзотерически — непреодолимый импульс Природы, который приобретает каждое существо к окончательному переходу в божественное состояние, в котором оно пребывало до сотворения иллюзорной Вселенной. Скелет символизирует материальную оболочку человека и одновременно ассоциируется с «всадником на коне бледном» из Апокалипсиса. Цветок, вытканный на знамени таинственного всадника – это Мистическая Роза, символ вечной жизни в эзотерической иконографии розенкрейцеров. Солнце, встающее меж башен – тоже символ бессмертия и возрождения. Излучина реки, которую мы видим на классическом Аркане – образ грядущей метаморфозы. Река отделяет наш мир от мира теней.
По реке на восток движется ладья фараона, стремясь к началу нового дня – туда же, куда и Смерть. Лезвие косы Смерти представлено в виде серпа Луны, с его блистательной властью. В некоторых колодах Смерть изображена одетая в латы на белоснежном коне, попирающим копытом и молодых, и старых. Перед ней смиренно пали ниц епископ, дитя и юная дева, причем только ребенок воспринимает ее непосредственно, без страха и мольбы. Рядом распростерто тело поверженного короля, скипетр и корона которого – символы земной власти – валяются на земле.
Все подвластны смерти, и земная власть – ничто для нее. Древний человек не осознавал, что он смертен: для него смертью была лишь смерть рода, а душа мыслилась передающейся от деда к внуку. В то же время ему было очевидно, что с наступлением смерти ничто не заканчивается – примером тому была и смена фаз луны, и смена времен года, и рождение новых членов племени. Понятие о собственной смерти возникает тогда, когда человек осознает свое «Я», свою индивидуальность, хотя древние мифы настаивают на том, что он задуман как бессмертное творение.
Жизнь, черпая свою энергию из смерти, побеждает смерть, и бытие являет собой вечный круговорот смерти и возрождения. Смерти на самом деле нет: она раздроблена на мелькающие кадры по много раз прокручиваемого сценария, в то время как жизнь, являясь стержнем Бытия, пребывает вечно. Поэтому египетский бог подземного царства Анубис всегда изображался идущим, а Дева (Жизнь) с колосом в руке, стоящей, символизируя, что смерть преходяща, а жизнь вечна.
«Ничто не разрушается, все замещается и перемещается, и когда существа изменяются, повинуясь вечному порядку, то среди людей это называется умереть». Если для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо переродиться и предстать в совершенно новом воплощении, то нет смысла противиться этим переменам, тем более, что они все равно произойдут. Есть пороги, к перешагиванию через которые мы никогда не бываем готовы, и все же мы перешагиваем их все равно.
Смерть открывает двери истинного света и, служа трансформацией старого во имя рождения нового, астрологически связывается со знаком Скорпиона. Девиз Тринадцатого Аркана — «Умри и возродись, восстань и минуй».
Свет и тень (совет и предостережение)
Совет: отпустить. Позволить чему-то закончиться. Выкинуть из себя и из своей жизни мусор. Желательно – весь, даже если в результате останется довольно мало («кожа да кости», «голые стены»). Отказаться от старых идеалов и прежних действий.
Ловушка: настаивать на нежизнеспособных вариантах любой ценой («хоть умри»).
СТАРШИЕ АРКАНЫ
+ O. Шут — контрасты.
+ I. Маг — едва заметный выход из кризиса.
+ II. Верховная Жрица — вещий сон.
+ III. Императрица — образно говоря, за суровой зимой приходит лето; король умер, да здравствует король.
+ IV. Император — перемены в доме или на работе.
+ V. Иерофант — перемены в семье; смена руководства; культ загробной жизни.
+ VI. Влюбленные — перемены в отношениях.
+ VII. Колесница — пересмотр своих устремлений.
+ VIII. Справедливость — завещание.
+ IX. Отшельник — неизбежное одиночество.
+ X. Колесо Фортуны — усиление перемен.
+ XI. Сила — взять себя в руки перед лицом кризиса.
+ XII. Повешенный — неизбежное наказание; сопротивление переменам.
+ XIV. Умеренность — адаптация после потери.
+ XV. Дьявол — некротическая связь.
+ XVI. Башня — катаклизмы.
+ XVII. Звезда — надежда, что все, что ни делается, к лучшему.
+ XVIII. Луна — болезнь; разрушение вследствие обмана.
+ XIX. Солнце — перерождение.
+ XX. Суд — восстание из мертвых; закрытие кармы.
+ XXI. Мир — подведение итога.
ЖЕЗЛЫ
+ Туз Жезлов — трансформировать идею; расчистить дорогу.
+ Двойка Жезлов — цепляться за отжившее.
+ Тройка Жезлов — принять перемены.
+ Четверка Жезлов — перемены в доме.
+ Пятерка Жезлов — поставить точку в конфликте.
+ Шестерка Жезлов — необходимость изменить подход; сменить команду.
+ Семерка Жезлов — тщетные попытки помешать.
+ Восьмерка Жезлов — прогрессирующие перемены.
+ Девятка Жезлов — опасаться изменений.
+ Десятка Жезлов — сломаться; сложить полномочия; свалка; забить последний гвоздь в крышку гроба.
+ Паж Жезлов — потерять интерес.
+ Рыцарь Жезлов — растерять темп.
+ Королева Жезлов — подстроиться под влияние времени.
+ Король Жезлов — изменение в статусе.
КУБКИ
+ Туз Кубков — перемены в любви.
+ Двойка Кубков — перемены в отношениях.
+ Тройка Кубков — смена окружения.
+ Четверка Кубков — упустить возможность.
+ Пятерка Кубков — невосстановимая потеря.
+ Шестерка Кубков — уйти от прошлого.
+ Семерка Кубков — расстаться с иллюзиями.
+ Восьмерка Кубков — вынужденный уход.
+ Девятка Кубков — разрушить мечту.
+ Десятка Кубков — развод; расставание.
+ Паж Кубков — аборт; смерть в зародыше.
+ Рыцарь Кубков — пустые обещания.
+ Королева Кубков — расставание с Королевой.
+ Король Кубков — расставание с Королем.
МЕЧИ
+ Туз Мечей — неизбежность нового порядка взамен устаревших концепций.
+ Двойка Мечей — и по-старому жить не возможно, и по-новому не хочется.
+ Тройка Мечей — болезненный конец.
+ Четверка Мечей — окончание сезона, цикла; отпустить прошлое.
+ Пятерка Мечей — проигранное сражение.
+ Шестерка Мечей — постепенный переход к новой жизни.
+ Семерка Мечей — игнорирование последствий; избежать смерти: мародерство.
+ Восьмерка Мечей — перемены, несущие ограничения; узкий взгляд на новые возможности.
+ Девятка Мечей — оплакивать утрату.
+ Десятка Мечей — последний гвоздь в крышке гроба; смертельный исход; насильственный конец; вскрытие.
+ Паж Мечей — изменение к худшему.
+ Рыцарь Мечей — неизбежный кризис.
+ Королева Мечей — вдова.
+ Король Мечей — вдовец.
ПЕНТАКЛИ
+ Туз Пентаклей — новые всходы.
+ Двойка Пентаклей — серьезные затруднения.
+ Тройка Пентаклей — закладка нового фундамента.
+ Четверка Пентаклей — изо всех сил держаться за уходящее.
+ Пятерка Пентаклей — беспомощность.
+ Шестерка Пентаклей — не получить желаемого.
+ Семерка Пентаклей — разочарование.
+ Восьмерка Пентаклей — безработица; потеря навыков.
+ Девятка Пентаклей — мертвый капитал.
+ Десятка Пентаклей — утрата в семье.
+ Паж Пентаклей — дурная новость.
+ Рыцарь Пентаклей — тщетность.
+ Королева Пентаклей — потеря финансовой независимости.
+ Король Пентаклей — потеря репутации.