Хиромантия (от др.-греч. χείρ «рука» и μαντεία «предсказание»), также известная как хирософия или хирология — это практика гадания с помощью изучения ладони. Большинство практикующих считают, что левая рука указывает на потенциал, а правая — на то, как это реализуется в жизни. Также часто допускается, что линии руки могут меняться в течение жизни после какого-то важного события в личной жизни.
Термин «хиромантия» ввел в употребление Хейро (это имя было псевдонимом «графа» Уильяма Джона Уорнера (1866—1936), известного ирландского предсказателя). Это одна из древнейших систем гадания. Она практиковалось в культурах Индии, Непала, Тибета, Китая, Персии, Шумерии, Ханаана, Вавилонии, Греции и Рима. Практика гадания по линиям руки существует и в настоящее время во многих странах мира.
История хиромантии
Происхождение хиромантии неизвестно, также как и точное время ее возникновения. Известно, что в качестве системы гадания хиромантию использовали в Китае и Индии уже около 3000г. до н. э. Древнему индейскому поэту Вальмики приписывается авторство книги, состоящей из 567 строф, название которой как «Учение Валмики Махарши о мужской хиромантии». Об искусстве гадания по руке упоминается в древней ведической литературе, в частности, в «Законах Ману» и в «Васиштха-самхите». Из Индии искусство хиромантии распространилось в Китай, где древнейшие тексты по хиромантии датируются эпохой Чжоу (650-475 гг. до н.э.), а также в Тибет, Египет, Персию и страны Европы.
Хиромантии в античности
Поздняя традиция приписывает знание хиромантии многим известным древнегреческим авторам: Гомеру, Анаксагору, Аристотелю, Платону, Гиппократу, Галену. Однако в их работах, дошедших до нас, о ней ничего не говорится. Связь линий руки и продолжительности жизни человека упоминает лишь философ и ученый Аристотель в 15-й главе Первой Книги I своего трактата «О животных»: «у кисти внутренняя часть ладонь, мясистая и разделенная бороздами, у долговечных — одной или двумя через всю ладонь, у короткоживущих — двумя и не через всю». В Книгах X и XXXIX трактата «Проблемы», который также иногда приписывается Аристотелю, его автор задается вопросом: «Почему люди живут очень долго, если обладают линией, идущей через всю ладонь?». Однако эти высказывания скорее свидетельствуют о том, что Аристотель просто знал мнение о том, что длина линий руки указывает на продолжительность нашей жизни. Существует апокрифический рассказ, о том, что будто бы Аристотель обнаружил древний арабский трактат о науке руки на алтаре, посвященном Гермесу. Известен 41 манускрипт по хиромантии, датируемые XIII-XV веками, ложно приписываемые Аристотелю.
О традиции хиромантии в Древнем Риме также нет каких-либо полных сведений. Ученый-энциклопедист Плиний (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» ссылается на мнение Аристотеля о том, что разорванные линии на ладони свидетельствуют о короткой жизни их обладателя. Римский сатирик Ювенал упоминает о предсказаниях по руке в своей шестой сатире: «Если она небогата, она, пробежавши пространство между столбами, отдаст свой жребий, и руку протянет, и предоставит лицо — прорицателю». В крупнейшем энциклопедический словарь на греческом языке «Суда», относящемся к X веку, сообщается, что Артемидор Далдианский (жил в II веке, автор «Онейрокритики») также написал «Хироскопику» (Χειροσκοπικά) о предсказании по ладони, о котором ничего не известно.
Хиромантии в иудейской традиции
В древнееврейской культуре мистики Меркаба (в религиозных верованиях «небесная колесница») изучали ладонь человека, чтобы определить, способен ли он к восприятию эзотерических учений. Мистики Меркабы первоначально использовали хиромантию как средство установить, подходит ли человек для получения эзотерических знаний. Их подход принял форму поиска мистических знаков и символов: фактически они искали на ладонях священные буквы еврейского алфавита, сформированные линиями руки. К XVI веку несколько каббалистов предприняли отдельные попытки согласовать хиромантию с учением Каббалы, подобно тому, как европейские хироманты того времени старались найти взаимосвязи между хиромантией и астрологией. Сочинение Иосифа ибн Саяха «Even sha Shoham», опубликованное в Иерусалиме в 1538 году, и работа «Sefer Hanokh» Рабби Гедалии ибн Яхьи 1570 года являются явными попытками синтезировать учения Каббалы и практику хиромантии. Среди других работ по каббалистической хиромантии можно назвать «Toledot Adam» Илайи бен Мозеса Галлена (Константинополь, 1515) и «Shoshannat Yaakov» Якова бен Мордекая (Амстердам, 1706).
Хиромантии в исламе
Наука хиромантия была известна древним арабам под именем ильм аль-кафф или ильм аль асарир. При этом ильм аль кафф означало изучение руки в целом, а ильм аль асарир — изучения линий ладони. Как пишет Рене Генон:
Хиромантия, сколь странным это показалось бы тем, кто не имеет никакого понятия об этих вещах, прикрепляется непосредственно в своей исламской форме к науке о божественных именах: расположение главных линий прочерчивает на левой руке число 81 и на правой руке число 18, что в сумме будет 99, число атрибутивных имен. Что касается имени самого Аллаха, то оно сформировано пальцами следующим образом: мизинец соответствует alif, безымянный первому lam, средний и указательный второму lam, который является двойным, и большой палец — he (который правильно должен быть изображен в своей «раскрытой» форме); и в этом главное основание использования руки как символа, столь распространенного во всех исламских странах (второе основание соотносится с числом 5, откуда имя khoms, данное этой символической руке). Можно через это понять значение этих слов… (Книга Иова, XXXVII, 7): «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дела Его»; добавим, что это находится не без связи с существенной ролью руки в ритуалах благословения и освящения. С другой стороны, широко известно соответствие различных частей руки с планетами (kawakib), которое сама западная хиромантия сохранила, но таким способом, что она не могла в них видеть что-нибудь большее, чем нечто вроде конвенциональных обозначений, тогда как в реальности это устанавливает действительную связь между хиромантией и астрологией <…> Изучение левой руки показывает «природу» (ат-табийя) человека, т.е. совокупность намерений, желаний и способностей, составляющих его внутренние характеристики. Правая рука демонстрирует его приобретенные качества (аль-иктисаб), и поскольку они постоянно меняются, их считывание, при проведении тщательного исследования, должно проводиться каждые четыре месяца.