Меню Закрыть

ЧЕТВЁРКА КУБКОВ – ТАРО УЭЙТА

4 КУБКОВ

ЧЕТВЁРКА КУБКОВ – ТАРО УЭЙТА


ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ КАРТЫ ЧЕТВЁРКА КУБКОВ – ТАРО УЭЙТА


ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Хандра, уныние, погруженность в прошлое и незамечание настоящего. Человек не замечает чего-то очень важного в жизни, в своей ситуации, ему скучно, но это только его слепота.

Эта карта по сути – дружеское предупреждение, что отрицательный взгляд на мир удерживает человека от достижения всего, что ему нужно и принятия всего, на что он надеется. Все это – доступно, но собственная неудовлетворенность удерживает от признания, принятия и использования преимуществ. Эта карта говорит о разнообразных ситуациях, вроде все есть, но не хватает душевного расположения достойно этому радоваться. Она предвещает начало застойного периода в жизни, причем внутреннее более пустого, чем по Четверке Мечей. Человек отвергает новые возможности, не желает развивать творческие способности, начинать новые проекты, заводить новые знакомства (ему кажется, что все это бессмысленно). Информация, которую несет Четверка Чаш, заставляет серьезно задуматься о назревающих в жизни проблемах эмоционального свойства. По сути эта карта всегда говорит о необходимости честного самоанализа для восстановления внутреннего равновесия, и о том, что надо приложить усилия к тому, чтобы увидеть свою жизнь иначе, чем скучной и тусклой. Это совсем небольшое усилие, но его никто не сделает за вопрошающего.

Типичные значения: расстройство, досадные происшествия, проблемы, нечто, вызывающее раздражение. Старинные толкования этой карты включают тоску и скуку, неудовольствие, необоснованные подозрения, воображаемую досаду, отвращение. Как там было у Пушкина? «Чайльд-Гарольдом стоишь каким-то». Сказано было Ленскому, хотя всем пресытившемуся и оттого хандрящему Онегину подошло бы больше! Четверка Чаш следует за Тройкой – по сути, это карта внутреннего «выгорания» после чрезмерной социализации. Одно из ее названий – «утро после веселой ночи», со всеми его апатией, вялостью и «отходом от дел», когда продолжение банкета не прельщает. Становится понятным старинное значение – негативное влияние прошлого на настоящее. С чем-то явно переусердствовали.

Строго говоря, все неприятные состояния Четверки Чаш могут быть не такими уж надуманными. Возможно, ситуация, в которой оказался вопрошающий, вызывает у него досаду, или сделанное предложение заставляет сомневаться, или он испытывает вполне обоснованные подозрения и недовольство своей второй половиной, или столкнулся с неожиданными препятствиями или противодействием.

Более редкое толкование этой карты – дар небес. Да-да, подарок судьбы, ее милость и даяние, некое предложение, которое вызывает тревогу, смятение; человек не может разобраться в своих чувствах. В сущности, речь идет о реально достижимом шансе, который не воспринимается человеком всерьез.

Интерепретация этого Аркана у Алистера Кроули отличается от традиционной в позитивную сторону. Карта описывает не столько скуку и апатию, сколько роскошь по типу «коту масленица». Приятное времяпрепровождение в хорошей привычной обстановке и ощущение защищенности и стабильности, наслаждение жизнью и возможность расслабиться.

Старинное толкование карты – сомнительные удовольствия.

Типичное современное – что-то надоело до такой степени, что человек не чает от этого избавиться. Что это такое, и как далеко он зайдет в этом стремлении, могут подсказать другие карты расклада.

ЛИЧНОСТЬ

Кислое и безучастное. «То денег нет, то смысла, то трамвая». Подобно аглицкому сплину – короче, русская хандра. Это либо склонность лениво игнорировать и упускать предлагаемые жизнью возможности, либо ситуация «за что боролись, на то напоролись». Ты вроде получил то, чего хотел (отношения, деньги, работу, дом, стабильность или еще что-то), но чувствуешь преимущественно скуку, апатию и недовольство. Игрушка больше не радует. Карта напоминает о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами души желаем чего-то, однако, достигнув этого (и даже большего, чем желали), вдруг понимаем, что нам это не нужно.

Это может выражаться в унынии, равнодушии или наоборот, раздражении и обиженности на весь мир. Бывает, что разочарование и усталость этой карты проявляются агрессивно – человек никому не дает жизни. Но чаще ей все же соответствует тихое уныние и плохое настроение. Как выразилась бы современная психология – эмоции астенического спектра, вплоть до пассивно-депрессивного состояния. Роль мученика второго плана, лелеющего свои тусклые страдания, отсутствие веры в себя, потеря смысла жизни. Упадок духа после периода благоденствия и начальных достижений. «Обрыдло, осточертело». Беспричинная вялость, дефицит мотивации, неприятие наличной реальности («все хорошо, но ничего не надо»), ощущение себя недовольным, несчастливым. Некоторые авторы ассоицируют эту карту с состоянием капризной примадонны – человек много о себе воображает и беспричинно всем вокруг недоволен.

Это карта эмоционального кризиса. Это не тот случай, когда от подкрадывающейся депрессии можно откупиться порцией удовольствий – как раз удовольствия они не доставят. Поиск внутренней гармонии потребует как будто крошечного, но все же существенного изменения взгляда на мир. Это усилие ничем нельзя заменить, и никто не предпримет его за тебя – таков один из уроков Четверки Чаш.

Карта описывает специфическое расстроенное состояние ума, когда все имеющееся исчерпано, до дна испито и познано, и вызвало разочарование и недовольство, ибо оказалось неспособным удовлетворить запросы души. Все это отвергается, ибо кажется пустым (вроде и было немало, вроде получил ВСЕ, а это все оказалось скудным и недостаточным). У человека есть пока неосознанная цель, звезда, которой он еще не видит, еще не постигнутая мудрость, чашу которой ему предстоит испить, своего рода истовое желание служить своему идеалу. Нужен лишь небольшой поворот сознания (который, впрочем, в теперешнем его состоянии мало реален), принципиальное расширение видения. Это состояние, когда «лишь лезвие меча отделяет тебя от Грааля», но этот меч – твой теперешний разум и тут человек сам себе враг.

Порядочный эгоизм, душевная черствость, отчужденность. Поглощенность собой, оторванность от мира. На типичный стон «Меня никто не любит!» карта резонно возражает «А ты никого не замечаешь!». Апатия и пассивность, ни малейшей инициативы, застой в душе. В данном случае, в отличие от Четверки Пентаклей, человек не воздвигает защитных стен между собой и внешним миром. Они ему не нужны….потому что мир ему в сущности безразличен. Ему попросту не отчего отгораживаться.

В целом Четверка Чаш всегда указывает на какие-то сложности с эмоциональным раскрытием. В чем-то эта карта созвучна знаку Рака. Он вылез из своей скорлупы, был в очередной раз уязвлен и забрался обратно. В этой теме звучат Луна и Сатурн, и эта карта будет особенно ярко отыгрываться у тех людей, у которых эти планеты в гороскопе сильно выражены. В этом смысле Четверка Чаш – это карта одиночества. Иногда она указывает, что человека делает инертным излишняя мечтательность.

Иногда по этой карте проходит состояние детской «обиженности на всех» – а вот и не буду ничего делать!…что мне, больше всех надо?…да мне вообще ничего от вас не надо!.. и так далее. В этом мелочном состоянии человек может совершить крупную глупость, упустить благоприятный шанс или предложение.

Интерепретация Кроули акцентирует силу развитой женственности и материнскую эмоциональность, важность домашнего очага, привязанности и безопасности, что также соответствует модальности Рака. И все же естественное состояние воды – течение и движение. Четверка своей структурой и формальностью ее ограничивает и «застаивает».

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Все спокойно, привычно, известно, предсказуемо и уже скучно. В работе не ощущается ни вызова, ни удовлетворения. Энтузиазма она не вызывает и никакого желания совершать трудовые подвиги нет. Здесь может быть легкое ощущение, что «болото засосало», не оставив простора для роста и самовыражения. Разочарование в профессии. Начальная стадия профессионального выгорания.

Отсутствие мотивации

Организационную среду по Четверке Чаш также характеризуют тоска, хандра, безразличие, ностальгия по прежним лучшим временам, атмосфера подавленности и грусти. С чем это связано – финансовыми трудностями, сменой руководства и т.п., подскажут окружающие карты.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Скромная прочность, частичное удовлетворение. Финансовая стабильность, но не рост. Привязанность к деньгам, они могут использоваться для того, чтобы удовлетворить эмоциональный голод (шопоголизм в мягкой форме), но и приходящее понимание, что счастье не купишь и разноообразным барахлом утолить душу нельзя. Неумение обращаться с деньгами

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Традиционно это карта «холостяков и старых дев», то есть людей, надолго откладывающих брак из-за собственного психологического настроя и отказывающихся от подарков судьбы.

Все происходит от собственного нежелания принять предлагаемое добро или воспользоваться преимуществами. Человек бессознательно упивается своей ролью и настолько упорен в своей апатии, безынициативности и недовольстве, что отказывается от исполнения желаний. По сути, в этом и состоит предупреждение – «Ты не видишь дар прямо у себя перед глазами». Или не понимаешь своего счастья. Причина депрессии – в том, что ты в ней сидишь, а не в том, что жизнь плоха и скучна. В жизни все интересно ровно настолько, насколько интересен ты сам.

Эта карта может описывать и поглощенность какими-то бесперспективными отношениями, из-за которых человек не замечает куда более интересных новых возможностей.

Это что-то вроде «романа» юной фанатки с кинозвездой, чьими портретами увешаны все стены, при этом никакие лица из реальной жизни вообще никак не воспринимаются. Кстати, ввиду такой ситуации становится понятно еще одно «странное» старинное толкование – истовое служение своему идеалу, кумиру, религиозный фанатизм. Тут «кумиром» для вопрошающего становится человек, который не отвечает ему взаимностью, или отношения с которым никогда толком и не начинались, или уже явно подошли к концу, а вопрошающий все еще не желает ничего замечать вокруг себя и все еще полностью поглощен «тем, чего не может быть», ничто другое его не интересует. В данном случае рука, протягивающая страдальцу четвертую чашу, которой он не видит, символизирует судьбу, готовую дать ему что-то совсем иное.

Иногда по этой карте действительно проходит обида, злоба, бунт оскорбленной в лучших чувствах невинности, ревность, разочарование, огорчение. Но чаще острые состояния «достаются» Пятерке Чаш. Она действительно убивается и переживает. Четверка скорее просто скучает и хандрит. Ей все неинтересно и неприятно. Она страдает не столько от боли, сколько от отсутствия мотивации.

Карта может символизировать стабильный, но несчастливый период в жизни, полный скуки и отвержения, тоски и стагнации, и обусловленный собственным видением и по сути являющийся предметом личного выбора. Лишь собственное расположение духа мешает использовать то, что на самом деле доступно, и удовлетворить желания, к которым нет никаких препятствий. Это род фанатизма на самом деле. Но – стабильность, своеобразная внутренняя гармония и в определенной степени даже рост (благодаря интроспекции). Человек жертвует удовольствиями жизни ради здоровья или по морально-религиозным соображениям, при этом его внутренний стержень весьма прочен. Иногда карта указывает в том же смысле на экономический аспект жизни – скромная прочность, частичное удовлетворение, но стабильность.

Если речь идет о существующих отношений, Четверка Чаш может сообщать о скуке, нехватке впечатлений, перемен, качественного развития. Это именно тот первый кризис, когда начальные замечательные стадии (Двойка и Тройка Чаш) тем или иным образом пройдены и отношения надо «как-то развивать». В своем плавании пара достигла стоячих под, резко контрастирующих с упоительной Тройкой Чаш. Что делать дальше и для чего оставаться вместе посреди этого болотца совершенно непонятно.

Считается, что по этой карте идет разочарование в объекте любви и разрыв взаимоотношений. Это более справедливо для стадии романтических свиданий малознакомых людей и для совсем молодых супругов, и менее верно для устоявшегося брака. Но с одним можно согласиться – для отношений это действительно тяжелая карта. Главным образом – из-за поглощенности своей хандрой при оторванности от мира и равнодушии к переживаниям других людей.

Она описывает пресыщение, ситуацию, когда нечто хорошо знакомое (например, упоительные прежде встречи) больше не доставляет радости. Это неприятие партнера и подавленное состояние духа. Застывшее чувство, сексуальная вялость, беспричинно плохое настроение и неспособность порадоваться тому, что этого заслуживает. Это может быть естественный кризис в развитии отношений, когда приходит время открывать в них новые глубины и переходить на качественно новый уровень, символизируемый четвертой чашей. Но на то может быть и иная эмоциональная причина.

При виде этой карты на память приходит состоящий в браке человек, предающий после мимолетной встречи тщетным воспоминаниям о былом счастье. Некоторое время он погружен в себя и в эту грусть, и оттого не замечает радостей жизни с нынешним супругом (супругой), сам себя обделяя и опустошая. На какое-то время эти радости стали для него эмоционально недоступными, нежеланными и ненужными. Это классическое состояние Четверки Чаш. То, что раньше составляло наивысшую ценность и радость жизни (элемент Тройки Чаш) потеряло свою привлекательность, близкий человек показался чужим и далеким, сексуальный тонус на нуле, почему-то стало просто невозможно жить и радоваться. Отношения в явном кризисе, безучастность, вялость…готовность пить с горя и рыдать от хандры. Счастье и радость на расстоянии вытянутой руки, но хандра застилает глаза.

Иногда проблема состоит просто в рутине, поглощенности поддержанием привычного порядка, чрезмерной концентрации на стабильности и предсказуемости (этот элемент несут в себе все Четверки). Потребность в разнообразии для человека так же естественна, как потребность в стабильности. Без периодических встрясок и смены впечатлений возникает «голод на инциденты», тихо ощущаемый как скука и разочарование, просто дозы у каждого свои.

У карты есть и другое, почти противоположное значение (по Кроули), и иногда оно очень точно срабатывает. Этот опыт скорее можно определить как эмоциональную стабилизацию – острые переживания ушли, но присутствует роскошь покоя и счастья. Человек наслаждается жизнью, чувствуя, что имеет право расслабиться, быть доволен и не форсировать события (к этому и впрямь нет никакой мотивации, в этом смысле – да, карта отсутствия мотивации). Привычное приятное времяпрепровождение, нежность и забота в близких отношениях, ощущение стабильности и защищенности.

Интерепретация Кроули заметно отличается от традиционной. Он считает, что Четверка Чаш описывает вещи, вполне благоприятные для близких отношений. Это богатство и глубина чувств, стабильность, эмоциональная насыщенность, привязанность. Здесь присутствуют наслаждения и удовольствия, и нет места скуке. Но все же и Кроули пишет о стремлении к обладанию в своем эмоциональном превосходстве, о собственничестве и ограничении возможностей другого человека посредством чрезмерной привязанности. Что-то от излишнего сгущения, которое может проявляться как рутинное заполнение внутренней пустоты и отсутствие ярких чувств, здесь тоже улавливается. Разница в том, что у Кроули никак не акцентиируется обособление от близких людей (или от одного человека), которое, к сожалению, часто наблюдается на практике. Но и у него указано, что наслаждаясь внутренним покоем и счастьем, важно не забывать о дальнейшем развитии отношений.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Потеря жизненного тонуса, истощение, упадок сил. Человек ощущает себя больным и обессиленным (хотя это ощущение может быть кажущимся).

Гипотония, хроническая усталость. Понижение сопротивляемости огранизма, ослабление иммунитета.

Депрессия, упадническое настроение.

Типичнейшая карта похмелья. Головная боль, расстройство желудка.

ДА ИЛИ НЕТ

Нет. Вас ждет разочарование.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Это карта первого экзистенциального разочарования в земной жизни и ее радостях. После первых ее опытов и успехов, первых радостей и достижений человека настигает ощущение, что «всех женщин все равно не перелюбишь, всего вина не выпьешь все равно» и вообще не то это все…Начинается этакая онегинская хандра.

По сути карта сообщает, что надо и о душе подумать, обратиться к ценностям более тонкого и возвышенного порядка. Именно их символизирует четвертый кубок, протягиваемый из облака тому, кто пока его не замечает. Гугенхайм пишет, что восседающий под деревом мужчина символизирует Будду, медитирующего у Древа Бодхи.

В идеале это карта близкого, рядом стоящего пророческого открытия, знака-молнии. Апатия (отсутствие драйва) и усталость, упретость в горестную ограниченность своего видения мешают заметить близость совсем рядом стоящего откровения. Видимо, к этой Четвертой Чаше обращался святой Бернар в своей заменитой проповеди в XII веке: все у тебя есть, рыцарь, все дары и блага, но нет смысла жизни. Ты можешь его обрести.

Третья декада Рака управляется Луной и символизирует непосредственность и простоту эмоций, проявленных вовне. Эта декада обладает богатым воображением и склонна к созерцанию и мечтам. Если вторая декада занята выработкой механизма переключения с внутреннего восприятия на внешнее, то третья обладает налаженной системой каналов связи внутреннего и внешнего и максимально задействована в процессе передачи своих впечатлений и эмоций другим. Основой богатства внутренних ощущений здесь является внешний мир. Эмоции соответствуют объективности и позитивно воспринимаются другими.

Жизнь передается как неисчерпаемый источник чувств, и их бесконечный поток позволяет человеку ощутить непрерывность и вечность жизни. Эта декада несет идею неведомых возможностей, скрытых в глубинах самой жизни, которые надо увидеть и понять. На карте изображен сидящий под деревом юноша, перед ним – стоят три кубка. Рука из облака предлагает ему четвертый, но молодой человек его не замечает. Этот дар свыше может быть для него потерян. Мечтательность делает его слишком инертным, а его представления слишком размытыми. На этапе Четверки Чаш желание обретает конкретные формы, хотя эти формы еще не полностью соответствуют нашему несовершенному миру – они несколько идеализированы и неконкретны, но вместе с тем достаточно материальны.

Свет и тень (совет и предостережение)

Совет: Открыть глаза и увидеть, что судьба преподносит дар. Более широко посмотреть на окружающий мир и себя. Увидеть полноту смысла в ткани повседневности. Принять чей-то щедрый дар или выгодное предложение. Этот Аркан как никакой другой содержит и проблему, и ответ на нее. «При всей усталости, депресии, антипатии, отвращении, разочаровании и отсутствии счастья – учти, все это надуманно, это плод твоего расположения духа и воображения». Итак, Уэйтовский совет – искать знаки, мечты, просветеления и озарения свыше. Принимать дары, не отвергать благоприятные шансы. По Кроули – не форсировать события, отдыхать, не принимать события близко к сердцу и не пытаться решать проблемы, которые могут подождать до завтра.

Ловушка: отвергнуть предложение небес, если оно по началу вызвало неоднозначные чувства. Слепота к открывшимся возможностям. Перестань дуться, говорит эта карта, прислушайся к тому, что тебе говорят, иначе потом пожалеешь. В позиции предупреждения она намекает, что есть смысл отойти от мечтаний и вернуться в реальность с ее заботами. Еще одна ловушка – тлетворное стремление к полному спокойствию и комфорту. Этот выбор, будучи сделан, приведет к состоянию скуки, пресыщенности и неудовлетворенности. Ну и – сакраментальный вопрос, который задает эта карта: «Тебе что, жить надоело?»

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ:
+ O. Шут — каприз; расстройство из-за ребенка.
+ I. Маг — кто-то пользуется вашей слабостью.
+ II. Верховная Жрица — тайна, лишающая покоя.
+ III. Императрица — плачевный результат.
+ IV. Император — отсутствие перспектив на работе.
+ V. Иерофант — игнорировать моральные принципы.
+ VI. Влюбленные — отношения, которые не радуют.
+ VII. Колесница — пытаться вернуть утраченное.
+ VIII. Справедливость — признать промахи.
+ IX. Отшельник — зациклиться на себе и своих чувствах.
+ X. Колесо Фортуны — застрять в грустном прошлом.
+ XI. Сила — бессилие.
+ XII. Повешенный — изображать из себя жертву.
+ XIII. Смерть — оплакивать то, что умерло.
+ XIV. Умеренность — прийти в себя.
+ XV. Дьявол — жестокое похмелье.
+ XVI. Башня — скорбеть о потере.
+ XVII. Звезда — потерять надежду.
+ XVIII. Луна — обмануться.
+ XIX. Солнце — улучшение настроения.
+ XX. Суд — исцелить печали.
+ XXI. Мир — отыскать потерянный рай.

ЖЕЗЛЫ:
+ Туз Жезлов — упустить шанс; потеря драйва.
+ Двойка Жезлов — погрязнуть в сомнениях.
+ Тройка Жезлов — отсутствие веры в успех; неудачное продолжение.
+ Четверка Жезлов — поминки; неудачная сдача экзамена.
+ Пятерка Жезлов — конфликты на почве злоупотребления алкоголем; бессмысленность.
+ Шестерка Жезлов — неудачное ведение дел.
+ Семерка Жезлов — уязвимость; неверие в себя.
+ Восьмерка Жезлов — депрессия.
+ Девятка Жезлов — испорченное настроение; зацикленность на неудачах.
+ Десятка Жезлов — подавленное настроение; полное опустошение.
+ Паж Жезлов — нежелание учиться.
+ Рыцарь Жезлов — отступление.
+ Королева Жезлов — театральность; драма.
+ Король Жезлов — эгоизм.

КУБКИ:
+ Туз Кубков — игнорировать чувства другого.
+ Двойка Кубков — разочароваться отношениями.
+ Тройка Кубков — не видеть повода для радости.
+ Пятерка Кубков — зацикленность на обидах.
+ Шестерка Кубков — застрять в прошлом.
+ Семерка Кубков — не замечать реальности.
+ Восьмерка Кубков — замыслить уход.
+ Девятка Кубков — не видеть хорошее.
+ Десятка Кубков — не разделять всеобщего восторга.
+ Паж Кубков — игнорировать предложение.
+ Рыцарь Кубков — эмоциональный кризис; игнорировать попытки примирения.
+ Королева Кубков — углубиться в свои переживания.
+ Король Кубков — игнорировать эмоциональную поддержку.

МЕЧИ:
+ Туз Мечей — пессимизм; грустные мысли; подавленные ум.
+ Двойка Мечей — разочаровавшие отношения.
+ Тройка Мечей — уязвленное самолюбие.
+ Четверка Мечей — хандрить.
+ Пятерка Мечей — переживания по поводу серьезного конфликта.
+ Шестерка Мечей — поиск спасения.
+ Семерка Мечей — зависть.
+ Восьмерка Мечей — пассивность.
+ Девятка Мечей — дурные предчувствия.
+ Десятка Мечей — переживания по поводу провала.
+ Паж Мечей — злые языки и дурные вести как повод для переживаний.
+ Рыцарь Мечей — переживания по поводу угрозы.
+ Королева Мечей — переживания расставания.
+ Король Мечей — подавленность из-за авторитетной личности.

ПЕНТАКЛИ:
+ Туз Пентаклей — расстройство из-за денег.
+ Двойка Пентаклей — долги портят жизнь.
+ Тройка Пентаклей — недовольство специалистом.
+ Четверка Пентаклей — жадность портит настроение; таить обиды.
+ Пятерка Пентаклей — недовольство финансовым положением.
+ Шестерка Пентаклей — недовольство оказанной поддержкой.
+ Семерка Пентаклей — вложения не приносят морального удовлетворения.
+ Восьмерка Пентаклей — недовольство работой; скучный труд.
+ Девятка Пентаклей — вознаграждение не оправдало ожиданий.
+ Десятка Пентаклей — кто-то из членов семьи не оправдывает ожиданий.
+ Паж Пентаклей — отсутствие интереса к учебе.
+ Рыцарь Пентаклей — застой.
+ Королева Пентаклей — недовольная хозяйка.
+ Король Пентаклей — расстройство по поводу финансового статуса.


ЗАДАЙ ВОПРОС КАРТАМ ТАРО

НАЖМИ НА КАРТУ И ПРОЧИТАЙ ОТВЕТ


ЧЕТВЁРКА КУБКОВ - ТАРО УЭЙТА Хандра, уныние, погруженность в прошлое и незамечание настоящего. Человек не замечает чего-то очень важного в жизни, в своей ситуации, ему скучно, но это только его слепота.
ИЕРОФАНТ

ИЕРОФАНТ

ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Пятый Аркан заведует соблюдением запретов и повиновением заповедям – навроде олимпийских спортивных правил. Допинг не разрешается, судья не должен быть заинтересован в определенном исходе, и так далее – все ради того, чтобы игра была действительно честной, и это по-настоящему важно, потому что иначе все это просто лишится смысла! Вот и ключевые слова этой карты – правила и смысл. Пятый Аркан связан с верой в осмысленность происходящего и его цель. Иерофант учит и воспитывает, а Дьявол потом проверяет, чему мы научились, предлагая сыграть в обход правил и выявляя наши слабые места в понимании того, как надо и как не надо поступать. Справедливость в раскладе поднимает вопросы справедливости, Иерофант – вопросы собственно этики. Справедливость объявляет штрафной удар, чтобы выровнять нарушенное равновесие – то есть включается тогда, когда иерофантово «как надо» оказалось нарушено. Всякие международные стандарты качества, нормативные акты, методические указания, системы оценок – это, несомненно, Иерофант. Комиссии, инспекции, жюри – тоже. Другие карты расклада могут подсказать, как мы будем себя чувствовать при столкновении со всем этим и чем дело кончится.

В практических раскладах Иерофант указывает главным образом на три вещи: вопросы этики, процесс обучения и участие в каких-то ритуалах и церемониях. Это может быть и заключение официального брака. Он дает положительный ответ на вопрос о возможности или необходимости учиться или учить, а также о возможности или необходимости оформлять отношения. Более глубокие значения карты – истинная религиозность, следование за пастырем, наставничество и глубокое знание, поиски смысла и его обретение. Иерофант нередко выпадает тогда, когда человек пытается объяснить происходящее с ним в терминах какого-то учения, будь то гомеопатия, православие, венский психоанализ, индийская астрология или что угодно другое (спектр неограниченно широк, а само учение может существовать как две тысячи лет, так и два месяца). Иными словами, человек начинает задумываться, толковать и оценивать свой жизненный опыт, усматривая в нем какой-то дополнительный смысл. Часто это действительно вспышка интереса к церкви, обращение к исторически значимым воззрениям и принципам. Иерофант обычно припахивает нафталином, но и добротность в нем ощущается.

В старину Иерофант считался одним из трёх ангелов-хранителей в Таро, обеспечивающим благоприятный исход доброму делу и несущим знание, как правильно поступить. В этом есть смысл, потому что доверие вообще и наше доверие себе служат основой веры в жизнь, в будущее. Иерофант олицетворяет мир веры и доверия, основывающегося на непоколебимости избранных ценностей. Если Дьявол в раскладе напоминает нам, что у нас есть искушения и слабости, то Иерофант в раскладе напоминает нам, что у нас есть совесть и внутреннее ощущение чистоты и добра в противоположность тому, что мы считаем злом. Помимо того, эта карта говорит, что претворение планов в жизнь пойдет успешно, если мы будем благоразумно играть по правилам, приспосабливаться к одобренным нормам поведения. Эта карта говорит о традиционном подходе к решению беспокоящего вопроса, так сказать, «путем истинным». Иерофант апеллирует к социальным ценностям и традициям, и всему, что подходит под эти понятия или с этим связано. В его ведении находятся всевозможные устои, четкое внутреннее понятие о том, «что такое хорошо, что такое плохо». Современному человеку обычно не свойственны глубокомыслие и щепетильность в этих вопросах, поэтому Иерофант ставит его в тупик, а толкования обычно не заходят далее того, что это к свадьбе или поступлению в ВУЗ – словом, грядет какой-то освященный традициями официоз.

Это действительно карта «примыкания к традиции» или «школе», где есть кто-то авторитетный, кто знает, «как надо». Это с равным успехом может быть католическая церковь и викканский ковен, факультет университета и армейское подразделение, парикмахерские курсы и религиозная секта. Это место, где какие-то высшие законы или принципы, составляющие ядро учения, толкуются в терминах конкретного поведения, что делать и чего не делать. Карта действительно олицетворяет обучение, стремление к знаниям и социальное согласие – представьте себе семинары модного гуру, где в конечном итоге нет места несогласным, а согласные наперебой пытаются угодить, подстраивая свое «я» под проповедуемые стандарты (иногда не без пользы для себя). Иногда появление карты говорит о советчике, о ком-то, с кем есть смысл поговорить на волнующую тему. Чаще – о том, что на пути вопрошающего встретятся люди, полагающие, что знают истину (ты либо подчиняешься, либо подвергаешься каре). Это кто-то, кто учит, является мастером в своем деле и оценивает твои достижения.

Иерофант предан какой-либо идее и несет ее результаты людям, он вдохновенный служитель своей «религии» (которая от религии может быть очень далека), и с точки зрения последователей и учеников у него есть знание некой истины и власть определять, кто прав, а кто нет. Самое главное явление здесь – власть над умами, и самый главный вопрос – что есть истина? В ведении Иерофанта действительно находится mysterium fidei. Как люди начинают верить в то, что другой человек знает, как надо и его знание истинно? Тайна веры! Иерофант вообще заведует социально оформленными таинствами. Само слово «иерофант» означает того, кто открывает священные вещи в доступной форме. Крещение и исповедь, венчание и постриг, благословение и отпущение суть таинства, погруженные в обыденность. По-настоящему они свершаются только тогда, когда есть вера. Без этого остается лишь внешний ритуал, смысл которого теряется.

Иерофант может олицетворять человека, которому мы очень доверяем, с мнением которого считаемся и который принимает искреннее участие в нашей судьбе, помогая и и направляя. Иерофант несет контакт с наставником, способным открыть выход на более высокий уровень достижений, почитание прошлых заслуг, послушное следование тому, что говорят, а также часто – продолжение каких-то традиций, нежелание отказываться от них, со всеми их ритуалами. И та же энная по счету «Фабрика звезд» с точки зрения участников процесса – это чисто иерофантово дело. Это карта согласия (по крайней мере, внешнего), когда признают правила игры и стараются им следовать. Она говорит, что человек подписался на что-то («принес обет») и следует определенным путем, вполне возможно, временами ощущая несвободу и принуждение. Часто эта карта показывает, что мы либо нуждаемся в поддержке и опеке более опытного и знающего человека, либо сами стремимся передать другим накопленный опыт. В обыденном значении Иерофант указывает и на наличие в жизни какого-то очень важного союза (возможно, брачного), или на стремление к таковому.

Влияние Иерофанта, как и многих других карт может быть двояким и сильно зависит от отношения вопрошающего к внешним авторитетам и от наличия у него авторитета в собственных глазах (то есть его способности верить в то, что его собственное знание может быть верным – есть люди, которые этого в принципе не допускают и гоняются за этим знанием по кружкам и общинам, меняя «великих учителей» как перчатки). В зависимости от этой черты, Иерофант может описывать как подпадание под жернова чьих-то догм, так и исключительную моральную смелость и способность идти своим путем.

Иерофант может говорить о том, что нам предстоит играть роль должностного лица и образца для подражания (классический пример – учитель). Он ставит вопрос – как мы вели бы себя, если бы за нами никто не наблюдал? Действовали бы мы так же? Это карта общественного одобрения, внешней благопристойности и традиционности, социального договора. Поэтому он является старинным сигнификатором свадьбы. Здесь нет ни слова о чувствах, какими бы они ни были – акцент на ритуал обмена кольцами и обетами в присутствии свидетелей. Карта может указывать на любой союз, подобный брачному, принятие уз и обязательств (счастливых или нет).

Это карта школы, где ставят оценки и таким образом выражают одобрение или неодобрение твоим успехам. Эта карта всегда ставит вопрос уровня происходящего. Действительно ли это хорошо? Действительно ли это «как надо»? Иногда этот неожиданный вопрос ставится ребром (а в негативном карточном окружении – выходит боком).
Вообще-то выпадение Иерофанта нередко можно рассматривать как благословляющий знак в отношении вопроса. Он является сигнификатором истинной Веры и Пути истинного для каждого конкретного человека, и может быть указателем правильности выбранного направления. Часто предвещает встречу с хорошим человеком, который может помочь – по крайней мере, ценным советом.

ЛИЧНОСТЬ

Авторитетное и назидающее – «пророк в своем отечестве». Варьирует от догматизма и суровости до философской терпимости и снисходительности, но убежденность в своей правоте присутствует в любом случае. Иерофант верит в смысл происходящего и поступает в соответствии со своими моральными принципами.

Нередко акцентирует интерес к религии (в том или ином ее виде, учения могут быть самыми разными) или указывает на то, что человек действует что называется «по вдохновению».

Иерофанты консервативны и не любят приспосабливаться. Это объясняется очень просто – они знают, как надо. Это знание живет у них внутри, и свернуть с этих рельсов им трудно (притом часто никакого удовольствия от этого сворачивания они не получают, скорее четкое ощущение, что сбились с пути и надо срочно возвращаться). Иерофанты отличаются тем, что они действительно верят в проповедуемые ценности и служат им, так как они совпадают с их внутренним ощущением добра. Есть еще одна особенность – Иерофанты интуитивно хорошо чувствуют историю как связь времен, наследие прошлого оживляет для них настоящее. Они могут неожиданно хорошо ориентироваться в истории чего-либо (это может быть как целая эпоха, так и история какого-либо рода деятельности, организации, жанра в искусстве и т.п.), и где-то в глубине души хорошо чувствуют, что в этом есть особая значимость.
Естественное занятие для Иерофанта – наблюдать, все ли делается правильно. Он наставник, искатель и ревнитель истины. Его естественная черта – особая смелость, которой все это требует. В лучшем случае он несет умение в простом и материальном увидеть глубокий духовный смысл, правильно понять суть какого-то жизненного урока. Особенность Иерофанта в том, что его вера и его понятия практически всегда становятся публичными, выносятся на всеобщее обозрение. Это не тот случай, когда удается утаить «огонь, мерцающий в сосуде». Например, если ему удалось извлечь какую-то мудрость в ходе преодоления собственных страданий, трудностей или болезней, он скорее всего, окрыленный и просветленный, напишет про все это целую книгу, которая и поступит в продажу…а там и выездные семинары не за горами. Так формируются школы, кружки и группы.

Случается, что устав доказывать, проповедовать и примирять свою совесть с общественными стандартами, и осознав, что «нет пророка в своем отечестве», Иерофант сбрасывает свое облачение и продолжает путь в плаще Отшельника, ни с кем более не соотносясь и никому ничего не доказывая (так сказать, приняв схиму и удалившись в пустыню). Но вообще-то Иерофант – это естественный учитель, законодатель и гуру. Ему нужна публика, ученики, последователи и преемники.

На Иерофанта, как правило, можно положиться – он ведет себя совестливо и последовательно, по крайней мере в рамках собственных понятий о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Настоящий Иерофант весьма умудрен жизненным опытом, а потому способен давать бесценные советы в самых непостижимых ситуациях. Глядя в его невозмутимые глаза, трудно себе вообразить, что он прошел через какие-то коллизии и метания, но все же приходится признать, что его потрясающая мудрость куплена немалой ценой, которая до конца известна только ему. Иерофант – это роль Мастера по отношению к Ивану Бездомному. В лучшем случае это эмпатичный и мудрый наставник, духовный руководитель, учитель, способный помогать и направлять…и преклонение перед ним, респект от всей души. Через него можно прикоснуться к мощной традиции.

Иерофант часто служит в раскладах сигнификатором человека, состоящего в браке.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Иерофант символизирует правильные, важные и ответственные шаги, которые предпринимаются с большой верой в свое дело. Яркое ощущение миссии, значимости своей работы (обычно в терминах служения людям). Это карта честности, чистоты стремлений, честных сделок и fair play. Уверенное движение к цели с убеждением, что дело того стоит. Серьезное продвижение в профессиональном развитии.

Иерофант олицетворяет традиционную систему образования, школу, официальное обучение. По ему идет передача своих знаний другим, а также активное использование чужого опыта. Работа в сфере образования (или по крайней мере такая, которая действительно требует хорошего образования и знаний). Профессиональная связь с культурными или религиозными учреждениями (в худшем случае там царят жесткие установки и устойчивый запах мертвых ритуалов, от которых никак не удается отказаться). Вообще все профессии, где важны невозмутимость, знания и умение убеждать.

Иерофант является сигнификатором всех учреждений, где сильны многолетние традиций, а также где наличествуют разные «школы», «подходы» и «стили» (по сути, они подобны вероисповеданию – ни один не является истиной в последней инстанции, хотя их носители склонны воспринимать их именно так). Эта карта может обозначать любую профессию, которая подразумевает умение толковать законы, традиции или какие-то культурные установления.

Иерофанты – это научные руководители, консультанты, психотерапевты, учителя и наставники всех сортов. В общем смысле, карта говорит о соответствии занимаемой должности и высоком профессиональном статусе. Иерофант соответствует крупным организациям, нередко государственным, и в любом случае таким, которые были созданы явно не вчера и опираются на сложившиеся традиции (например, это может быть банк или мэрия). Иерофант любит работников университетов, библиотек, архивов, музеев – всех тех мест, где оберегается знание с долгой историей. Человек, обозначаемый Иерофантом, может иметь профессиональное отношение к религии, всему, связанному с бракосочетанием. Иногда – врач, помогающий избавиться от нажитых проблем, «отпускающий грехи».

Эта карта может означать, что в проект вкладывается масса энергии в то время как он, возможно, больше нуждается в хорошей организации.

ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Необходимость придерживаться инструкций, играть по правилам. Карта не исключает получения прибыли, но все же настраивает вопрошающего в том направлении, что «не хлебом единым…», давая понять, что не деньги сейчас главное. Иерофант не есть карта бизнеса и предпринимательства.

ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Эта карта символизирует наивысшие духовные составляющие отношений и в каком-то смысле всегда ставит вопрос их уровня.

Иерофант связан с общностью и социальными законами, поэтому в его ведении находятся если не любовь, то брачные обеты. В зависимости от других карт может предвещать свадьбу, прочное супружество, крепкую дружбу. Карта может говорить о том, что партнеров объединяет общая цель, общая вера во что-то, одним словом, нечто большее, чем просто симпатия или страсть. Иногда Иерофант сообщает, что «правильный» партнер появится в жизни тогда, когда духовное развитие достигнет надлежащего уровня, чтобы ничем не омрачать эту связь.

Иерофант большой традиционалист, ему импонирует респектабельность и сдержанность. Он может быть очень верным поклонником и крайней добропорядочным кандидатом в спутники жизни. Вспомните героя «сумеречной саги» Эдварда, когда он объясняет порывающейся затащить его в постель Белле, что он человек другой эпохи и по его понятиям все должно происходить иначе. «Я бы долго ухаживал за тобой, мы гуляли бы по аллее и пили чай со льдом на веранде, и может быть я украл бы у тебя поцелуй. Но только получив благословение твоего отца, я встал бы на одно колено, вручил бы тебе кольцо и спросил бы, окажешь ли ты мне честь и выйдешь ли за меня замуж”. Вот это – Иерофант. И современным Иерофантам обоего пола глубоко безразлично, какой век на дворе. Они действительно ведут жизнь в соответствии со своими идеалами, принимая весь дискомфорт, который может быть с этим связан.
Любые проблемы в отношениях, и в особенности в браке Иерофант решает исключительно путем добродетели и сдерживания своих порывов. Партнеру, описываемому картой Иерофант, можно доверять. Не в том смысле, что это гарантия его личной святости, но для него измена – это не неверность партнеру. Это измена собственному духу, собственным понятиям и высоким моральным принципам, а это куда более интимное и болезненное мероприятие, чем небрежный шаг на сторону.

Обычно у Иерофанта высокие идеалы, и он способен создавать отношения, в которых все «честно и благородно». Впрочем, кавычки здесь не к месту. Честно и благородно. Это может быть изрядным испытанием само по себе, если человеческие возможности другого партнера не столь высокой пробы (а поскольку Иерофанты, в общем-то штучный товар и редко ходят стаями, то так оно обычно и оказывается).

Часто он всеми силами («Прости, что поучаю!») пытается передать другому свое видение смысла отношений, показать, что есть важно и что есть правильно. Он мечтает создать по-настоящему хорошие отношения, основанные на любви и ответственности друг за друга, свободные от неверности и обид.

В худшем случае Иерофант говорит о том, что людей связывает самое холодное из чувств – чувство долга.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Иерофант все подчиняет убеждениям, в том числе питание, секс и закалку, а потому любит посты, вегетарианство, йогу, аюр-веду и тому подобное. Не факт, что выбранная система является подходящей. Как известно, что русскому хорошо, то немцу смерть. То, что прекрасно работает в Индии или Китае, может дать вовсе не столь желаемые результаты для уроженца средней полосы.

В качестве сигнификатора болезни может указывать на возрастные проблемы, например, артрит или остеопороз. Мэри Грир пишет о заболевания по типу «ухо-горло-нос», о мышечных болях и инфекциях, передающихся от человека к человеку воздушно-капельным путем (от говорящего к аудитории).

В литературе встречаются замечания о болезнях почек.

ДА ИЛИ НЕТ

Да – на вопросы духовного характера. Нет – на вопросы материального характера.

ГЛУБИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Иерофант – Пробужденный и Просветленный.

Это великая мудрость мужского существа. Для современного человека «мужская мудрость» олицетворяется Императором – вот он, сверх-мужчина, чего еще надо?

Однако Император олицетворяет лишь сугубо мужской стиль мышления и образ действий (так же, как Императрица – сугубо женский) – он должен действовать, рулить, разруливать, деваться ему некуда, у него куча обязанностей, как у хозяина поместья, многодетного отца или президента страны. Тут перед нами совсем другая фигура. Он разруливает не здесь. Это изначальный Жрец древнего мира. Его не тревожат житейские попечения. Земная власть ему по щиколотку. Императоры склоняются перед ним, чтобы он совершил таинство помазания на царствие и посоветовал, как быть. Он не Маг, играющий с силами природы и гуляющий по краю. Он – тот, кто говорит Магу, что он доигрался и сообщает условия выравнивания нарушенного на тонких планах равновесия. Ему ведомы ставки в том казино, где мы ставим на кон бессмертную душу (в этом смысле Иерофант и Дьявол – наиболее тесно связанная пара в Таро). Иерофанту соответствуют старцы-провидцы, наделенные даром прозорливости, которым не нужна исповедь грешника, чтобы сообщить ему, что он должен сделать для собственного блага (при этом в «жилетку» они не превратятся ни на йоту). Иерофант соотносится с Императором примерно так, как Диоген – с Александром Македонским («Не заслоняй мне солнце»). К чести последнего надо отметить – юноша оценил ответ по достоинству и сообразил, что у пресловутой бочки проходит граница всех царств («если бы я не был Александром, то был бы Диогеном»).

Пятый Аркан символизирует собой высоких священников языческих или христианских школ Мистерий. Эта карта символизирует инициатора (мастера таинства жизни), или духовного врача. Иллюзорная Вселенная, в данном случае, символизируется двумя фигурами (полярности) – коленопреклоненными перед троном, на котором восседает инициированный, поднявший свое сознание до уровня духовного понимания и реальности. Иерофант воплощает праведность человека в высшем смысле этого слова. В отличие от миссии Жрицы, пассивно проводящей ритмы, Иерофант символизирует принцип активности, являясь созидателем нового пути. На карте есть другие люди (коленопреклоненные монахи…или монархи…или монаршья пара) – мудрость Иерофанта предназначается для кого-то, в ней нет смысла, если она запечатана. Это одна из «троичных» карт (к ним относятся также Влюбленные, Дьявол и Колесница).

В отличие от Жрицы, он символизирует религиозный авторитет знатока таинств и толкователя истины. Он прошел долгий путь в этой системе и теперь может вести других (но и в чем-то ограничивать). Это не карта индивидуального единоличного пути, а карта примыкания к существовавшей до тебя традиции, какому-то мейнстриму, его ритуалам и устоявшейся системе воззрений. Он указывает путь к духовной цели – именно на этом пути, ему дана власть решать, что именно надо делать для успешного прогресса, он несет толкование закона в терминах поведения. Это устав монастыря или духовного ордена, а не личный гностицизм – богослужебные правила, ритуалы благочестия, общие для всех и созданные до тебя.

Это потребность и возможность следовать традиции, которая дарует и посвящение, и обучение, и практики, ведущие к твоему собственному Граалю. Люди, книги, духовные системы, помогающие новичку. Чтобы пройти великий путь, нужны желание, интуиция, но и мудрость предшественников. Именно дисциплина практик помогает поддерживать связь между духовной и повседневной жизнью.
Карта может символизировать и саму организацию (религиозную, образовательную, философскую), имеющую структуру и обладающую влиянием на умы последователей. Во всех подобных организациях есть лицо или группа лиц, чьи взгляды считаются практически непреложной истиной. Они имеют возможность продвинуть или сокрушить. Другие либо подчиняются из слову, принимая его именно таким образом, либо объявляются еретиками и изгоняются. Это система, где есть свои ценности, своя иерархия и формальности, и предполагается подчинение и послушание оным, конформизм.

Иерофант, как и Жрица – суть Знание, но в отличие от Жрицы с ее вещими снами и чтением мыслей, его знание четко этически окрашено, в нем присутствуют такие понятия, как ответственность, долг, искупление, справедливость. Ему одному таинственным образом ведомы ставки в том казино, где все мы пытаемся проиграть свою душу. Это знание «что почем» в этом лучшем из миров. Иными словами – система ценностей. В отличие от Жрицы, Жрецу не надо настраиваться и медитировать – он просто знает ответ, в любой момент своей жизни, эти ответы разложены по полочкам. Остается только одна проблема – привести себя в соответствие с этим знанием, ибо никакое знание не является подлинным, пока оно не стало руководящим принципом в жизни и основой для принятия решений.

Пятый Аркан описывает стадию духовного развития, на которой дается познать волю Божью по отношению к себе и истолковать ее в терминах личного поведения. Принятие для себя решения, жить ли в рамках закона, вписывать ли свое дальнейшее бытие в закон миропорядка или взять на себя всю ответственность за непослушание и индивидуальный путь…решить самому, какова будет твоя дорога или позволить авторитету решить за тебя…поиски истины и моральная смелость идти собственным путем, если веришь, что так надо…выбор – следовать потребностям своей души или подстроить свое я к требованиям других, к традиции…вот вопросы, которые ставит перед нами Пятый Аркан и предполагается, что ответ даст совесть. По сути же это выбор между добровольным послушанием и послушанием посредством принуждения («ведет послушных рок, а непослушных тащит»).
Не следует думать, что Иерофанту так уж легко раскладывать все по полочкам и поступать по совести. Он лучше всех чувствует конфликт между идеальной истиной, ведомой сердцу («как должно быть») и тем, что является правдой жизни. Этот конфликт представляет собой неизлечимую «пятую рану» (с точки зрения христианского эзотеризма – рану Святого Сердца, пронзенного воином). Эту «пятую рану», «рану сердца» носит в себе каждый патриарх. Иерофант вечно истекает кровью под своим облачением, он близок к раненому королю-рыбаку из сказаний о Граале. Об этом напоминает и «перстень Рыбака», носимый папой Римским.

Моральная проблема Иерофанта заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как Император, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.

Иерофант может быть Наставником на узком пути, где есть «да» и «нет», добро и зло, эволюция и деградация, а не просто нейтральный «опыт» и «рост» непонятно куда (в конце концов, раковая опухоль тоже растет). Психология личности со своей стороны сделала все, что освободить человека от оценочного давления в этих вопросах. Будучи чрезмерным, это давление деморализует и разрушает, но и полное его отсутствие, в общем, дает тот же самый эффект. Если появление Пятого Аркана в раскладе вызывает легкий ступор (непонятно, о чем он, и что с ним делать), значит, пришла пора стряхнуть пыль с такого инструмента как совесть – мы все периодически в этом нуждаемся, даже будучи хорошими людьми.

На карте Уэйта два ключа, скрещенные у ног Иерофанта, символизируют, по мысли Гугенхайма, ортодоксальную доктрину и внешние проявления жизни. Традиционная папская тиара обозначает власть над тремя уровнями бытия – небесами, землей и преисподней (в психологической проекции – «суперэго», «эго» и «оно»). Лилии на стихаре одного из коленопреклоненных монахов символизируют духовный идеализм, а розы на облачении другого – любовь к людям. На карте Кроули Иерофант изображен держащим символ триединства, а ниже изображена его женская природа, с мечом-мыслью в руке, которая правит им изнутри. Жезл в руке Иерофанта (крест с тремя перекладинами или три пересекающихся круга – эмблема Рериха) – подразумевает новое воплощение. Жезл обычно суть символ той веры, которую исповедуют создатели колоды. Интересно, что во многих колодах, хотя Иерофант в великолепное облачении, его ноги босы – это напоминание о внутреннем смирении и о том, что каковы бы ни были внешние правила, конечной точкой для их служителя все равно является личная совесть, обнаженная и ощущаемая в качестве «собственной шкуры».
За головой Иерофанта изображен пятилепестковый лотос, вписанный в пятиконечную звезду – символ активного участия в космическом творчестве. Из-за спины Иерофанта выглядывает разъяренный бык (символ Тельца) – символ мощного творческого потенциала, а также страстей и желаний, которому астрологически соответствует Иерофант. В греческой мифологии фигура Верховного жреца соответствует Дионису – богу-покровителю всех плодотворных сил Земли. Телец – самый “земной” знак, который своими жесткими рамками корректирует материя, поэтому “возвыситься” он сможет, лишь воплощая незыблемую праведность на своем пути.

Иерофант не всегда безобиден. Он несомненно присутствовал во время заседалищ святой инквизиции и настоял над теми кострами, в которые немецкие студенты кидали книги Цвейга и Манна. Чистота веры, чистота партии, учения, крови, расы – это его «профессиональная» головная боль. Его худшая черта – самодовольство, нетерпимость и исключительная убежденность в собственной правоте. Линчевание, поиск врагов народа, борьба с неверными, охота на ведьм, трибунал, аутодафе – это его мрачное дно или черная вершина. Вопрос от Пятого Аркана – почему, собственно, противопоставлены Древо Познания и Древо Жизни? Почему, став как боги, знающие Добро и Зло, смертию умрешь?

Иерофант ставит на вид еще одну проблему. Обычный современный человек как будто лишен всякой «зримой» идеологии, наставляющей его на «путь истинный» (вроде морального кодекса строителя коммунизма, истого католицизма или проповедей доктора Геббельса), и в то же время зачастую потрясающе узколоб, нетерпим и задавлен стереотипами – достаточно почитать комментарии в интернете к какой-либо «задевающей за живое» теме. Мы как будто живем в эпоху небывалой свободы совести, но с этой самой совестью и с ее свободой творится что-то странное. Иерофант может ставить вопрос насчет этого интересного внутреннего обстоятельства – почему ты так сильно что-то не одобряешь, что прям бы огнем и мечом все это, а? Или почему ты кидаешься на защиту чего-то с ревностью, сделавшей бы честь участнику крестового похода или варфоломеевской ночи, воображавшему, что он спасает истинную веру от еретиков? Иногда Иерофант в своей тиаре кажется этаким анахронизмом в колоде, чем-то устаревшим – но он и говорит о том, что мы изменились совсем не так сильно, как может показаться. Право на собственные взгляды и убеждения де факто приветствуется далеко не всегда. Свобода мысли и слова в обществе почему-то оборачивается лавиной штампов восприятия, где свободой мысли и не пахнет; неспособность мудро воспринимать истинные дары жизни идет рука об руку с погоней за ее дармовыми радостями…простота ли, избыток ли – все способно обернуться пустотой, если она внутри.

СОЧЕТАНИЕ С ДРУГИМИ КАРТАМИ

СТАРШИЕ АРКАНЫ:

+ O. Шут — брачный союз под угрозой; неукоренившиеся взгляды и принципы; брожение ума.
+ I. Маг — безоговорочная вера в себя и свои способности; способности от бога.
+ II. Верховная Жрица — послушание.
+ III. Императрица — рождение ребенка в брачном союзе.
+ IV. Император — неукоснительное следование правилам.
+ VI. Влюбленные — личные верования.
+ VII. Колесница — духовный путь; поступать по совести.
+ VIII. Справедливость — моральный кодекс; заповеди.
+ IX. Отшельник — поиск внутреннего света; исповедь; безбрачие; монашество.
+ X. Колесо Фортуны — взгляды, меняющие все вокруг.
+ XI. Сила — подчинение законам морали.
+ XII. Повешенный — устаревшие взгляды и закосневшие догмы.
+ XIII. Смерть — основательный пересмотр взглядов.
+ XIV. Умеренность — примирение с собой и с богом; притирание друг к другу в браке; установление доверия.
+ XV. Дьявол — поцелуй Иуды; безбожник; чернокнижник; под маской овцы скрывается волк; идолопоклонничество; сатанизм.
+ XVI. Башня — развод; разрушение веры.
+ XVII. Звезда — молиться; раскаиваться; исповедоваться; обряд очищения.
+ XVIII. Луна — сектантство; ложные ценности.
+ XIX. Солнце — счастливый брак; просветление; гуру.
+ XX. Суд — вера, дающая силы; взгляды, примиряющие нас с прошлым; чудо.
+ XXI. Мир — создание семьи; примирение с чужими взглядами; расширение кругозора.

ЖЕЗЛЫ:

+ Туз Жезлов — вспышка вдохновения.
+ Двойка Жезлов — отсутствие согласия.
+ Тройка Жезлов — мудрость в действии.
+ Четверка Жезлов — свадьба.
+ Пятерка Жезлов — ссора с родителем.
+ Шестерка Жезлов — поиски смысла.
+ Семерка Жезлов — искушения.
+ Восьмерка Жезлов — брачный договор; новости от дедушки.
+ Девятка Жезлов — ревность.
+ Десятка Жезлов — терять веру; измученная совесть.
+ Паж Жезлов — известие от родителей.
+ Рыцарь Жезлов — душевный порыв.
+ Королева Жезлов — принятие сана.
+ Король Жезлов — духовный наставник.

КУБКИ:

+ Туз Кубков — духовное блаженство; безграничное доверие.
+ Двойка Кубков — доверительные отношения.
+ Тройка Кубков — духовный рост.
+ Четверка Кубков — недоверие.
+ Пятерка Кубков — брачный союз трещит по швам.
+ Шестерка Кубков — воспоминания, связанные с прародителями.
+ Семерка Кубков — искушение.
+ Восьмерка Кубков — сделка с совестью.
+ Девятка Кубков — быть в ладу со своей совестью.
+ Десятка Кубков — духовная зрелость.
+ Паж Кубков — предложение брачного союза.
+ Рыцарь Кубков — доверие; чистые помыслы.
+ Королева Кубков — нравственная чистота.
+ Король Кубков — психотерапевт; советник.

МЕЧИ:

+ Туз Мечей — духовная проницательность.
+ Двойка Мечей — душевные терзания.
+ Тройка Мечей — неоправданное доверие.
+ Четверка Мечей — медитация; молитва.
+ Пятерка Мечей — беспринципность.
+ Шестерка Мечей — поиск смысла.
+ Семерка Мечей — фальшивый пророк; обмануть доверие.
+ Восьмерка Мечей — этические ограничения.
+ Девятка Мечей — муки совести; страдания души.
+ Десятка Мечей — порушенное доверие; ритуальное убийство.
+ Паж Мечей — подозрительность; седина в бороду, бес в ребро.
+ Рыцарь Мечей — кризис убеждений.
+ Королева Мечей — развод.
+ Король Мечей — расхождение во взглядах.

ПЕНТАКЛИ:

+ Туз Пентаклей — моральное вознаграждение.
+ Двойка Пентаклей — нарушенный уклад.
+ Тройка Пентаклей — талант.
+ Четверка Пентаклей — устойчивые убеждения.
+ Пятерка Пентаклей — потеря веры.
+ Шестерка Пентаклей — милосердие; моральная поддержка; спонсорство; мольба о прощении.
+ Семерка Пентаклей — долготерпение; моральная выдержка.
+ Восьмерка Пентаклей — нравственное совершенствование.
+ Девятка Пентаклей — моральное удовлетворение.
+ Десятка Пентаклей — семейные традиции.
+ Паж Пентаклей — традиционное обучение.
+ Рыцарь Пентаклей — служение людям.
+ Королева Пентаклей — выгодный брачный союз.
+ Король Пентаклей — система ценностей.


ПЕРЕМЕШАТЬ
ОТКРЫТЬ\ЗАКРЫТЬ
Опубликовано в ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ МАСТИ КУБКОВ ТАРО УЭЙТА

Связанные записи