Меню Закрыть

ВОДА В библейском повествовании

В библейском повествовании

ВОДА В библейском повествовании

В библейском повествовании вода, практически везде оставаясь физической субстанцией, часто приобретает отчетливое метафизическое измерение. Этот сущностный дуализм находит свое выражение уже в первичном космогоническом акте, когда воды примордиальной бездны (םוהת ,тэхом) разделяются Богом — посредством утверждения небесного свода — на две половины: воду занебесную (עיקרל לעמ שאׁר ימהִם ,ха-майим ашер мэаль ларакийа) и воду поднебесную (עיקרל תחתמ שאׁר ימהִם ,ха-майим ашер митахат ларакийа) (Быт 1:7). Последнюю Бог организует в земные источники воды: моря, реки, родники и т. п.; занебесная же вода находится с тех пор исключительно в ведении Высших Сил. Бог посылает ее сверху в виде дождя (רטמ ,матар), без которого нет земного плодородия (Быт 2:5); однако
она же способна уничтожить мир.

В потопе воды небесного океана (מהּבּוּל ,ха-мабуль), на которых «восседает Господь» (см. Пс 29/28:10) низвергаются на землю губительным ливнем (שגׁם ,гешем) — через «окошки», открытые Богом в небесной тверди (שהׁימִם בוראּת ,арубот ха-шамайим). Навстречу потоку с неба из-под земли изливаются «все источники великой бездны» (ברּה והת ֺם ,тэхом рабба, Быт 7:11). Таким образом, в этом процессе уничтожения Богом своего творения воды земные и небесные соединяются, приводя землю в состояние первичного хаоса, но и взывая к новому акту творения.

Новое творение — послепотопный мир, в котором воды занебесные и поднебесные снова разделены, но между ними протянулась связующая ниточка — разноцветная радуга, радостный знак завета, гарантия безопасности земли (Быт 9:8–11).
Теперь в земной воде присутствует что-то от небесной; замечателен (и взывает к богословскому толкованию) тот факт, что еврейское слово ימִם майим имеет форму двойственного числа (хотя на самом деле это pluralis от ימ мэ, «вода») так его и понимают — как pluralia tantum.

Мощь водной стихии отмечена обожествлением воды во всех религиях региона, в том числе — у семитских народов. Следы этого сохранились в библейском наименовании примордиальной бездны — «тэхом»; так на самом деле передано имя аккадской богини Тиамат («море»), праматери всего живого.

В угаритской мифологии бог моря Йамму выступает олицетворением вечного хаоса, а бог дождя и плодородия Силач Балу, будучи гарантом космического порядка, вступает с ним в борьбу, которая ведется с переменным успехом, вернее — с цикличностью, как и положено природным процессам.

Библейский монотеизм не может допустить существования сил и сущностей, сравнимых с Яхве; соответственно везде, и в нарративе, и в поэзии, Господь выступает укротителем и повелителем водной стихии (Исх 14; 43:2; Пс 78:16; 93:4; 95:4–5 и др.). Водой, во всех ее видах, в Библии заведует Бог (Ам 5:8 и др.). Это прекрасно согласуется с утверждением, что Господь есть Властелин жизни и смерти, ибо без воды невозможна жизнь.
Вода как таковая пронизана божественной энергией; она таит в себе опасность суда и возмездия, но она же и спасает.

Случаи преодоления водной преграды описаны в Библии как типичные обряды перехода.

Опубликовано в МАГИЯ СТИХИЙ, МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ

Связанные записи