Таинственный обряд воззвания к хранительнице семейного благополучия — дисе-помощнице
Историческое наследие и культурные истоки почитания дис
В древности вера в дис была широко распространена среди древних германских племен, особенно в регионах современной Германии, где поклонялись этим женским сущностям под именованием «матрон» (Matronae). Этот термин появился предположительно еще в эпоху Римской империи, когда культ приобрел наибольший размах, однако свидетельства существования подобного культа датируются эпохой бронзы. Возможно, происхождение дис предшествует появлению богов асов и даже ванов, несмотря на заметные признаки взаимопроникновения разных образов богинь на протяжении веков.
Так, в Скандинавии сохранялись некоторые элементы поклонения дисам, включая ежегодные празднования и специальные ритуалы, направленные как на участие всей общины, так и исключительно женщины. Исследования показывают, что поклонение матронам имело глубокие исторические корни, поскольку примерно половина известных имен относится к кельтскому происхождению. Обычно матроны представлялись тройками фигур, многие из которых назывались в честь конкретных народностей, земель или племен — такие как Matribus Suebis («Матроны Свэвов») или Matribus Frisiavis Paternis («Фризские Отчичные Матроны»).
Также известно, что отдельные группы этих богинь выполняли специфические роли, связанные с лечением болезней или судебным процессом. Например, Фиммилена и Беда из Фризии имели аналоги в Скандинавии — богаиня-воровщица Вор и карательная сила Вар. Эти существа часто выступали вместе с Тюром, известным как Mars Thingus («Марс Законов»), подчеркивая их связь с правосудием. Некоторые ученые считают, что подобным богиням могли соответствовать фигуры Баудихилли и Фриагабис.
Важнейшую роль играли дисы в традиционных женских мистических практиках, развивших устойчивую традицию передачи знаний от старших поколений женщин младшим. Изначально дисы воспринимались как обожествленные прародительницы семей, символизируя древние верования матриархального общества, возникшие гораздо ранее, чем доминирующая ныне религия асов. Главой пантеона дис является богиня Фрейя, известная как Ванадис — представительница народа ванов. Источники подтверждают, что именно ваны начали почитаться намного раньше, чем асы.
Эти богини исполняют схожие функции с валькириями и норнами, участвуя в судьбе каждого человека, определяя его судьбу или вирд. Они защищали свое племя и вождей, иногда проявляя такую же воинственность, как и валькирии. Помимо защитной миссии, дисы служили связующим звеном между смертными и высшими богами, помогали заниматься прорицаниями и занимались магическими искусствами. Известно, что дисы могли накладывать страх на противников и освобождать союзников от любых ограничений. Их присутствие могло проявляться в двух ипостасях: белые одеяния означали поддержку, черные — преграды и препятствия.
Особое внимание заслуживает празднование, посвященное дисам, известное как Дисаблот, которое проводилось в разное время в зависимости от региона. Так, в англосаксонской Британии оно проходило в самую длинную ночь года, называемую Modraniht («Ночь Матери»). Норвежцы отмечали его осенью, приурочив к началу зимних праздников, тогда как шведы проводили церемонию в феврале. Иногда применялась упрощенная версия праздника, где главным символом выступала засушенная половая принадлежность лошади.
Однако не стоит забывать, что подобные обычаи вызвали резкое неприятие со стороны христиан, вступающих в конфликт с традиционной культурой. Король Норвегии Олав Трюггвасон активно преследовал сторонников старых верований, уничтожая тех, кто продолжал практиковать культ дис. Примечательно, что расправы происходили еще до начала масштабных средневековых гонений на ведьм. Среди исторических свидетельств известны случаи сожжения групп женщин, отказавшихся перейти в христианство. Несмотря на преследования, влияние дис оставалось значительным, о чём свидетельствует существование специального храма в Упсале, известного как Disarsalir («Дом дис»).
Отдельную категорию составляли специализированные формы дис, называемые spae-dise (спеи-диски). Спеи-диса — это индивидуальное воплощение дис, сопровождавшее конкретного героя практически с момента его рождения. Такие сущности являлись во сне, предвещая события будущего или подавая знаки опасности. Подобно личным нормам, спеи-дисы играют роль личных духов-хранителей, выполняя функцию высшего личного гида. Эта концепция близка идее Святого Ангела-Хранителя, выдвинутой Алистером Кроули. У мужчин эта фигура чаще представлена женщиной, тогда как женщины могут видеть её в мужском облике. Современные интерпретации расширяют концепцию героев, теперь включающую не только воинов, но и творцов искусства, писателей, музыкантов и других представителей духовной элиты.
Ритуал воззвания к семейной дис-помощнице
Цель:
Этот обряд предназначен для установления контакта с собственной дисой-помощницей вашей семьи, чтобы привлечь ее покровительство и мудрость.
Магические инструменты:
- Рог или чаша,
- Пиво,
- Ветви для освящения алтаря (hlaut-teinn),
- Бычок, изготовленный из хлеба или теста,
- Ритуальный нож,
- Молот Тора.
Время исполнения:
Закат солнца.
Процедура:
- Подготовка: Перед началом действа отправляйтесь к своему домашнему алтарю ближе к вечеру, встав лицом на север. Возьмите хлебного бычка и пиво. Сделайте символический жест молотом Тора над головой животного и напитком трижды по кругу, произнеся фразу: «Жертвую тебя своей дисе.» Перережьте горлышко хлеба-копии ножа, пролейте немного пива в чашу и сбрызните алтарь.
- Воззвание: Медленно поднимите голову и протяните руки вверх, произнося следующие слова:
«О, Диса, моя кровная родня, собирающаяся вокруг моего очага! Помогите мне обрести свет истинной мудрости и наставляйте меня путеводным светом вашим! Покажите мне верный путь к счастью и процветанию! Направьте мою жизнь советами справедливыми и добрыми, навлеките тьму и неудачи на моих недоброжелателей! Будьте рядом в каждом моем испытании!»
- Завершение ритуала: Молча съешьте небольшой кусок быка и направьте сознание внутрь, созерцая образы ваших семейных предков, предстающих в виде сияющих душ. Оставайтесь сосредоточенным столько, сколько потребуется. Завершив медитацию, оставшуюся жидкость осторожно вылейте на землю возле алтаря, вне помещения. Вскоре ваша диса обязательно откликнется вам в виде сна или внутреннего озарения.
Таким образом, проведя этот простой, но глубокий ритуал, вы сможете установить прочную связь со своими небесными покровителями, открыв двери своей жизни для благодати и поддержки высших сил.
Пусть благословение дис станет опорой вашему дому и благополучию вашей семьи!