Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы.

Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.

Тысячу лет спустя жители Земли Обетованной все еще имели дело с довольно частыми вспышками этой болезни. В течение 16-го века чума распространялась по разным частям Ближнего Востока. Мудрецы Иерусалима того времени говорили о новой волне эпидемий, поражающей город каждые шесть или семь лет. В трудах мудрецов святого города Цфата (Сафеда), расположенного в северной части Израиля, мы находим свидетельства того, что эти раввины стремились отразить чуму среди прочего с помощью специальных амулетов.

Приведенный ниже амулет был найден в копии книги Shaar HaYichudim («Врата Объединений») известного Каббалиста Цфата Хайима бен Иосифа Виталя. Название вверху на иврите, гласит: «Этот амулет от святого АРИ предназначен для чумы…» (святым АРИ называют рабби Исаака Лурию, учителя Виталя). Приведенные чары на самом деле состоят из двух разных амулетов, соединенных вместе, один сверху и один снизу. Изображение здесь взято из более позднего издания книги, которая включает в себя различные комментарии к сочинениям Виталя и Лурии, но сам амулет или его версии появляются и в более ранних изданиях. Издание, из которого взято изображение, было опубликовано в 1855 году в городе Лемберг (сегодня Львов, на западе Украины). Исаак Лурия погиб во время вспышки чумы в 1572 году, когда ему было всего 38 лет.

Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.

Тысячу лет спустя жители Земли Обетованной все еще имели дело с довольно частыми вспышками этой болезни. В течение 16-го века чума распространялась по разным частям Ближнего Востока. Мудрецы Иерусалима того времени говорили о новой волне эпидемий, поражающей город каждые шесть или семь лет. В трудах мудрецов святого города Цфата (Сафеда), расположенного в северной части Израиля, мы находим свидетельства того, что эти раввины стремились отразить чуму среди прочего с помощью специальных амулетов.

Приведенный ниже амулет был найден в копии книги Shaar HaYichudim («Врата Объединений») известного Каббалиста Цфата Хайима бен Иосифа Виталя. Название вверху на иврите, гласит: «Этот амулет от святого АРИ предназначен для чумы…» (святым АРИ называют рабби Исаака Лурию, учителя Виталя). Приведенные чары на самом деле состоят из двух разных амулетов, соединенных вместе, один сверху и один снизу. Изображение здесь взято из более позднего издания книги, которая включает в себя различные комментарии к сочинениям Виталя и Лурии, но сам амулет или его версии появляются и в более ранних изданиях. Издание, из которого взято изображение, было опубликовано в 1855 году в городе Лемберг (сегодня Львов, на западе Украины). Исаак Лурия погиб во время вспышки чумы в 1572 году, когда ему было всего 38 лет.

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Буквы, встречающиеся в приведенном амулете — אנקתם פסתם פספסים דיונסים, которые вероятно могут быть транслитерированы как Анактам Пастам Паспасим Дионсим, — образуют одно из тайных божественных имен, согласно некоторым еврейским мистическим традициям.

Еще один интересный текст можно найти в рукописи, которая является частью коллекции Билла Гросса и которая получила довольно общее название «Молитвы против чумы». Текст начинается со слов שויתי יהוה לנגדי תמיד («Я всегда ставил Господа (YHVH) перед собой» — Пс. 16:8), за которыми сразу же следует Псалом 91, в котором говорящий рассказывает о прибежище под крылом Господа, а также упоминает различные виды зол, от которых он защищен, включая «опустошительную эпидемию» (דבר הוות) — в рус.пер. «губительную язву». Далее в тексте говорится о том, как Первосвященнику Аарону удалось остановить чуму с помощью курений, а также следует то, что возможно является рецептом такого фимиама.

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.

В отличие от каббалистов Цфата, которые прибегали к тайным божественным именам, чтобы спастись, авторы приведенной рукописи решили использовать канонические тексты, рассказывающие о победах Бога над различными бедствиями, угрожавшими народу Израиля. Судя по стилю текста, а также по имени юноши, которому рукопись посвящалась, — Йосеф Цемах Габриэль Донати — это имя появляется на последней странице, вполне вероятно, что рукопись была написана в Италии в 18 или 19 веке.

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Рукопись заканчивается посвящением молодому человеку: Йосеф Цемах Габриэль Донати.

Со временем еврейское слово Magefa (מגפה)- «чума» — стало использоваться и в других значениях. В пушкевильских текстах, которые популярны в ультраортодоксальных еврейских общинах, это слово часто используется для описания различных «бед», которые распространились по всему израильскому обществу, будь они биологического, теологического или морального характера. В 1980 году этот плакат Пашкевича с предупреждением о «чуме археологии, распространяющейся по всей Святой Земле», был напечатан и повешен в различных ультраортодоксальных общинах. В тексте говорится, что «время от времени открываются новые области, где чума археологии проникла в северные, южные и центральные районы».

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.

Другой пашкевиль, приведенный ниже, который относится к периоду британского мандата (см. Подмандатная Палестина), предупреждает о «чуме» поедания и продажи некошерного мяса, которое «появилось» в еврейской общине.

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.

Последний манускрипт, который мы представим, также родом из Италии 19-го века. Он хранится сегодня в Британской библиотеке в Лондоне.

Он говорит об эпидемии, которая распространялась по всей стране, — вспышке «холеры морбуса» (קולירה מורבוץ). Текст выражает надежду, что «нам не причинят никакого вреда, и чума не приблизится к нашему шатру». Как и другие рукописи подобного рода, он устанавливает связь между соблюдением законов, принятых Моисеем на горе Синай, и здоровьем человека и общества. Это обещание описано в цитате: «Я, Господь, исцеляю тебя, ибо написано: и солнце милосердия взойдет с исцелением в крыльях своих для тех, кто боится Моего Имени» (ср. Синод.пер.: А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его).

Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Заклинания, молитвы и амулеты для отведения болезней,бед и чумы. Первое письменно зафиксированное появление чумы на Ближнем Востоке известно как «Чума Юстиниана», названная в честь византийского императора Юстиниана I. Она пришла на землю Израиля из Египта около 541-542 гг. н.э. Результаты были подробно задокументированы придворным историком императора.
Молитва против последствий холеры морбуса, Италия, 19 век, Британская библиотека

About the author

Sophia Bennett is an art historian and freelance writer with a passion for exploring the intersections between nature, symbolism, and artistic expression. With a background in Renaissance and modern art, Sophia enjoys uncovering the hidden meanings behind iconic works and sharing her insights with art lovers of all levels. When she’s not visiting museums or researching the latest trends in contemporary art, you can find her hiking in the countryside, always chasing the next rainbow.