Меню Закрыть

МИФ О ВАМПИРАХ

МИФ О ВАМПИРАХ Во II тысячелетии до н. э., в вавилонских и ассирийских текстах встречаются описания вампирических существ. Среди них бесплотный демон utukku и ekimmu, который был душой мертвого человека, неспособного найти покой после смерти. В Древней Греции философ Филострат упоминает тип демона, который принимает тело человека в «Жизни Аполлония Тианского (ок. 170–247): «Эта прекрасная невеста – один из вампиров, то есть тех существ, которых многие считают ламиями... они посвящены Афродите, но особенно охочи до плоти людей... она призналась, что она вампир, и откармливала Мениппа с удовольствием, прежде чем пожрать его тело, потому что это была ее привычка питаться молодыми и красивыми телами, так как их кровь чиста и сильна».

Во II тысячелетии до н. э., в вавилонских и ассирийских текстах встречаются описания вампирических существ. Среди них бесплотный демон utukku и ekimmu, который был душой мертвого человека, неспособного найти покой после смерти. В Древней Греции философ Филострат упоминает тип демона, который принимает тело человека в «Жизни Аполлония Тианского (ок. 170–247): «Эта прекрасная невеста – один из вампиров, то есть тех существ, которых многие считают ламиями… они посвящены Афродите, но особенно охочи до плоти людей… она призналась, что она вампир, и откармливала Мениппа [своего нового мужа] с удовольствием, прежде чем пожрать его тело, потому что это была ее привычка питаться молодыми и красивыми телами, так как их кровь чиста и сильна».

Этот тип вампирического существа назывался ламия, двусмысленная и второстепенная фигура в греческой мифологии. Римский писатель Апулей, автор книги «Метаморфозы, или Золотой осел», упоминает о Мерое, который высасывал жизненную силу. Овидий определяет стригов как вампиров, которые превращаются в плотоядных птиц, летящих ночью сосать кровь детей и пожирать их тела.

Другие дохристианские культуры Европы также имели вампирических существ в своем фольклоре. Каким же образом христианская Церковь справляется с мифом о вампирах?

Великая ирония заключается в том, что по мере того как Церковь прибегла к слиянию нехристианской и христианской мифологии, она придала историческую ценность вампиру. Абсурдность же заключается в том, что вместо игнорирования этого мифа или его замены Церковь приписала вампиру дьявольские функции.

Августин Блаженный (354–430), философ и богослов, один из отцов церкви, рассуждая в «Граде Божьем» о том, как демон может использовать тело в злых целях, пишет: «Подобно тому, как [демон] может из воздуха формировать тело любой формы и принять его так, чтобы явиться в нем, таким же образом он может одеть любую телесную вещь с любой телесной формой, чтобы появиться в ней». В конечном счете, Августин привносит миф о вампирах в христианство, делая вампира антитезой добра. Кроме того, в 1215 году на IV соборе Папой Иннокентием III было заявлено, что «Дьявол и другие демоны были созданы Богом добрыми по природе, но сами по себе они стали злыми». Так как вампиры были трупами, реанимированными дьяволами сатаны, соответственно, они стали злыми, и вампиризм стал божественным наказанием за грехи.

Спустя несколько сотен лет после Августина философ и богослов Фома Аквинский (1225–1274) поддерживает утверждения Августина, используя аристотелевскую логику. Аквинский отвечает непосредственно Августину: «Согласно католической вере, воля добрых ангелов подтверждается в добре, а воля демонов упирается во зле». Возникает вопрос: зачем богослову доверять такому мифу? Ответ кроется в сходстве между основными убеждениями христианства и вампиризма. Жизненной основой обоих является кровь. Не может человек существовать без крови; это суть жизни.

Некоторые народы полагали, что душа жила в крови; другие считали, что кровь была источником жизни. Воины пили кровь своих убитых врагов, чтобы набраться сил. Кровь была по существу священна и играла заметную роль в ритуале поклонения богам и жертвоприношениях – на протяжении веков боги требовали крови, и, чтобы умилостивить их, человек послушно подчинялся.

По словам антрополога Рея Тэннахилла, доисторический человек представлял кровь как жизненную силу жизни. С помощью крови лечили болезни, использовали кровь для укрепления фундамента зданий, с ее помощью искали убийц, а с XIII века кровь начинает активно использоваться в колдовстве.

Исторически кровавая жертва считалась важной частью поклонения любому божеству. Использование Гомером крови, чтобы вернуть психеям память в «Одиссее», – всего лишь один пример того, какую важную роль играла кровь в ритуалах древних греков. Первоначально Церковь воспринимала кровь как скверну, «теологически оправдывая ее связь с кровопролитием и грехом», но в Средние века растет популярность веры, которая была сосредоточена на крови. Эта вера включала кровь святых, мучеников и Христа. Вера заключалась в том, что святая кровь творит чудеса, такие как исцеление слепоты, паралича и проказы. Следовательно, кровь всегда рассматривалась как источник жизни. Питье крови врага – древний способ поглотить суть этого человека. Об этом, согласно Библии, Христос просит своих последователей – вспомнить его, через вкушение его крови. Согласно Евангелию от Иоанна: «Кто съест мою плоть и выпьет мою кровь, будет иметь жизнь вечную. Тот, кто питает мою плоть и пьет мою кровь, обитает во мне, а я в нем». Таким образом, христиане пьют кровь Христа, так как она является частью его как духовного пропитания, а вампиры вынуждены пить «кровь» других для физического питания. Принимая Христа, люди живут вечно как слуги Бога; после же укусов вампира, люди живут вечно, как нежить. Итак, оба способа потребления крови предлагают вечную жизнь в той или иной форме.

Сходство функции крови в мифе о вампирах и христианстве объясняет, почему Церковь предпочла не устранить миф о вампире, а использовать его в качестве примера антитезы добра. Благодаря учению Августина Аврелия и Фомы Аквинского, Церковь твердо определилась с догмой о демонах, что вампир может быть существом дьявола, и, следовательно, имеет реальное существование. Как религиозное учреждение, Церковь является не только местом общения с Христом, но и местом утешения от зла и искупления греха. Именно благодаря этой функции средневековая церковь признала в вампире возможность использовать миф как инструмент для укрепления своей силы. Таким образом, борьба со злом потребовала присутствия Церкви, а поскольку вампир был олицетворением зла, кто-то счел необходимым обратится к Церкви за помощью и руководством. Большая часть такой поддержки проявилась в позднем Средневековье.

Опубликовано в МИСТИКА

Связанные записи